Originally posted by
versia_na_neve at
Секретный стол царя Петра В рамках празднования Дня реставратора в Мраморном зале музея этнографии прошла VIII международная специализированная выставка "Архитектура. Градостроительство. Реставрация"
За последние десять лет в Санкт-Петербурге появилась новая для нашей страны отрасль - реставрационная. Точнее, как сказала на открытии выставки председатель Комитета по охране памятников (КГИОП) Вера Дементьева, реставрационное мастерство (или искусство) сформировалось как отрасль в первые послевоенные годы, когда было принято правительственное решение о воссоздании петербургских пригородов. Но в 1990-е годы отрасль была успешно развалена почти до нуля, и лишь приток финансирования, связанный с юбилеем Петербурга, вывел её из коллапса.
Однако ещё десять лет назад новоиспеченные коммерсанты не относились к реставрации серьезно. Почти любой директор строительной конторы мог самоуверенно заявить: "Реставрация? Да без проблем!" Сейчас говорить подобное никто уже не решится. Более ста фирм самой разной специализации - от проектных организаций до мастерских - смогли пройти жёсткий отбор, чтобы получить право заниматься научной реставрацией. Остальным же пришлось искать занятие попроще.
Сейчас реставрация в Петербурге - фактически государственное дело. Почти всегда заказчиком выступают либо федеральные, либо городские структуры - доля частных вложений не превышает 2 процентов расходуемых сумм. А ведает этой областью правительство Петербурга, которое и контролирует большинство работ на объектах как федеральной, так и городской собственности. Как сказала председатель Совета Союза реставраторов Санкт-Петербурга Нина Шангина: "Наш город отличает отношение к тем людям, которые своим трудом позволяют сохранить культурное наследие". Например, Петербург - единственный город в России, где учреждено звание "Почётный реставратор".
Впрочем, наградами наше время не оскудело, а вот вниманием - увы. Однако Питер и тут стал исключением. Во время последнего экономического кризиса городское правительство сумело так построить политику в области реставрации, чтобы даже при резко уменьшившемся объеме финансирования сохранить созданное, и в первую очередь - ценнейшие кадры мастеров.
Выставка доказала, что реставрация - действительно полноценная отрасль народного хозяйства. В неё входят научные и проектные организации, выполняющие такие сложные работы, как изучение грунтов, обмеры зданий, проектирование. К услугам реставраторов также архив и научный потенциал КГИОП - а это одна из мощнейших региональных организаций в мире, занимающихся защитой культурного наследия. Её возможности продемонстрировала завершившаяся месяц назад реставрация Каменноостровского театра, беспрецедентная опять же по мировым меркам.
Реставрация металлодекора, чугунное литьё, художественная ковка, изготовление декоративных штукатурок, имитирующих камень (на самом деле многие фундаменты, которые горожане считают каменными, сделаны из сложной смеси песка, извести, цемента и слюды), сусальное золото, керамика… Участники выставки занимаются не только реставрацией, но и новыми разработками. Так, строящийся сейчас на Патриаршем подворье в Переделкино храм Игоря Черниговского будет иметь уникальный фарфоровый купол - собранный из специально изготовленных и тщательно подогнанных друг к другу изогнутых фарфоровых плиток. Такого до сих пор наша церковная архитектура не знала.
Гвоздём программы стала действующая модель подъемного стола павильона "Эрмитаж" в Петергофе. Сия конструкция - одно из проявлений склонности Петра I к техническим новинкам. Изготовлена она была в 1724 году, уже после смерти императора, и предназначалась для дипломатических переговоров. Изюминка замысла в том, что павильон "Эрмитаж" не имел лестницы. Гостей в специальном кресле поднимали на второй этаж, где устанавливался круглый "самобраный" стол. Прибор каждого гостя стоял на специальной подставке. Гость писал на карточке, что бы он желал откушать, дергал за верёвочку, внизу звонил колокольчик, подставка опускалась и возвращалась уже с полной тарелкой. Центральная часть стола тоже по знаку императрицы опускалась вниз, на ней освежали сервировку и опускали обратно. Таким образом, достигалась конфиденциальность переговоров - ни слуги, ни прочие любопытствующие ничего не могли подслушать.
Знаменитый стол прослужил в павильоне вплоть до самой войны, но захватившие Петергоф немцы разрушили здание и поставили на этом месте артиллерийскую батарею. Лишь в 2000-х годах стол был воссоздан в Первых Петергофских реставрационных мастерских. И теперь это старинное антишпионское устройство можно увидеть в двух вариантах - в натуральную величину и в виде действующей модели.
Октябрина Невская
Полный вариант текста напечатан в газете "Наша Версия на Неве" № 182, 04 - 10 июля 2011