Пока я работал в деревне мне со всеми врачами приходилось ездить по району, по всем организациям читать лекции и просвещать население по всем острым и неотложным состояниям человеческого организма. Это была святая обязанность каждого врача. Раз в неделю выступить с лекцией на ферме, коровнике, хлебо-приемном пункте или в магазине. Также постоянно печатали статьи по всем медицинским темам в местной газете. Казалось, что все должны знать прописные истины, как себя вести в той или иной ситуации, но мракобесие охватывало почти все слои населения. Если в районном центре были еще более или менее люди образованные, то в глухой деревне поражали всеобщее невежество и глупость населения.
Интернета не было, по телевизору шла одна программа и доктор Белянчикова не могла объяснить всему населению, что нужно делать при болях в животе и как вести себя в той или иной ситуации. Меня в начале своей работы приводили в смущение некоторые вопросы, задаваемые на лекциях. Помню поразил вопрос одного животновода о том, что надо закапывать в землю пораженного электрическим током? Мне только и оставалось ответить, отшутиться, что не надо раньше времени торопиться, время придет всех закопают.
Особенно популярны в районе были следующие методы народной медицины: наложение горшка на живот, лечение рака настойкой мухомора и прогревание живота в бане с накладыванием горчичников на больное место. Последний способ лечения имел тяжелые последствия.
Привезли как-то к нам вечером дедушку с болями в животе, беспокоящие его в течение трех дней. Жаловался он, жаловался своим дочерям, а тем все было не до него. Или картошку надо было копать или коров доить. Сунули деду грелку под живот. «Грей, дед живот!» А когда деду стало совсем плохо, посадили деда в грузовик и привезли не в приемный покой на скорой помощи, а бросили у входа в хирургическое отделение. Его случайно там обнаружила сестра хирургического отделения. Дед лежал скрючившись на холодном полу и только держался двумя руками за живот! Затащили в хирургию, стали смотреть, а живот доска! Только и сумели выяснить фамилию у деда и сколько дней страдает от болей.
Взяли на стол, на операцию, а отросток уже лопнул. Нагрел дед до гангренозного состояния свой аппендикулярный отросток. Весь гной в животе. Сделали ревизию, все убрали, вставили выпускники, а больной раз и через три дня и умер. Кого винить? Стали искать родственников, а они где-то в далекой деревне и не могут приехать, даже забрать труп. Была осень, все дороги размыло, только на тракторе и можно добраться до районной больницы
Чуть ли через милицию заставили приехать родственников, двух родных дочек, а им до отца, дедушки их детей наплевать. Пытались спросить у сестер, почему сразу деда не привезли? Ведь он же жаловался? Ответ меня тогда совсем поразил: «А мы думали, что он придуряется» Вот и допридурялся. Умер.
Вспоминая этот случай, я не переставал удивляться холодности, безразличии и бессердечности родственников. Казалось бы родной человек, а тут такое чувство, что родные больше радовались смерти близкого человека, чем его выздоровлению.
Конечно, никаких судебных разбирательств, никаких жалоб в прокуратуру больные не писали. Прошло каких только сорок лет и как всё изменилось. По любому поводу врачи виноваты и только они во всем виноваты и не помогают больному!
https://new.mirvracha.ru/forum/category/9933/13766