Однажды ко мне на прием пришла женщина 60 лет. Она жаловалась на боли в эпигастрии, изжогу, отрыжку пищей и воздухом. Осмотрев ее, я направила ее на анализы и на ФГДС. Это минимум, что может сделать участковый терапевт.
В описании ФГДС значился полип желудка на малой кривизне, размером 0.4 см "без признаков воспаления". Рекомендаций на повторение процедуры не было. Но мне полип "без признаков" вызывающий клинику и жалобы не понравился. И я попросила пациентку прийти через 3 месяца, что бы повторить ФГДС. Лечение назначила как при гастрите и она ушла. Через 3 месяца я пошла к ней домой, организовав актив, так как на прием она не явилась. Она встретила меня хорошо. Сказала, что никаких жалоб нет, самочувствие прекрасное и снова "глотать лампочку" не хочет. Но мне удалось уговорить ее.
Очереди не было и мы с ней буквально на третий день отправились в больницу. Я сама решила "посмотреть" этот таинственный полип. Перенесла прием на час позже и мы вдвоем вошли в святая святых - кабинет эндоскопии. Встретил нас молодой доктор, высокий, симпатичный и очень приветливый. Пока пациентке вводили эндоскоп, я сидела в соседней комнатке и смотрела в окно. Мне подумалось : "Зачем пришла? Ну полип! Что из того? Анализы крови все в норме, онкомаркер - тоже!" Но где - то далеко далеко кружилась мысль: " А не рак ли это?". Вскоре доктор позвал меня посмотреть эндоскопическую картину. И я увидела его. Слизистая обычного цвета, гладкая и блестящая. Вокруг никаких признаков воспаления. Доктор сказал, что взял биопсию и я могу ее тоже посмотреть.
Но тут в кабинет вошел еще один эндоскопист - старый и довольно тучный. Он давно уже работал и собирался на пенсию. Но все как - то задерживался. Он сурово посмотрел на меня, хмыкнул, но промолчал. Взял эндоскоп и тоже стал рассматривать "чудо". Затем не обращаясь ни к кому изрек : " Биопсия покажет". Пациентку мы отпустили а сами остались в кабинете. Молодой доктор сказал мне : "Зачем гонять пациентку через три месяца, если картина стабильная? Можно было пригласить ее и через год".Я попыталась объяснить ему что - то про клинику, которой в принципе не должно быть у полипа. Еще что - то про возраст, наследственность( мать у нее умерла от рака желудка) , ну и про интуицию. Но он махнул рукой и собрался уходить, когда заговорил "старичок".
"Послушай, свинтус. Ты прошлый раз взял биопсию не из того места. Я промолчал. На этот раз доктор сама привела тебе пациентку. И биопсию буду смотреть я сам. Что - то у меня доверие к тебе пропало.Я бы, честно говоря, отрезал желудок и закрыл тему. Хе-хе!" Он улыбнулся.Мысленно я его поддержала. А молодой доктор сказал : "Вам бы только резать. Сразу видно, бывший хирург.." - и ушел. Через две недели мы собрались в морге и перед нами выложили срезы. Пока патологоанатом, а затем и оба эндоскописта рассматривали картины, я молча сидела на старом, развалившемся табурете и ждала своей очереди. А когда заглянула в микроскоп, Бог ты мой! Черными зрачками ядер на меня смотрели множество клеток, не вписывающиеся в общую благодушную картину. "Что это?" - спросила я. Патолого анатом помолчав, ответил :" Думаю, что это кишечная метаплазия". Молодой эндоскопист хмыкнул :"Вот именно! Это не малигнизация! Можно повторить через год!". "Ну уж нет! - старик барабанил пальцами по столу. Что - то здесь не так. Нужно проводить резекцию желудка". "Из - за полипа?"- удивился патологоанатом. "Да! Из - за полипа!" - встряла я в разговор.Мне не понравилась картина, которую я увидела. Слишком много клеток с круглыми и большими ядрами". " Ну так и что! Пока у них нет признаков злокачественности" - заявил патологоанатом. Зачем же отрезать желудок. Можно просто понаблюдать". Таким образом мнения разделились.
Я направила пациентку к хирургу с просьбой решить вопрос о плановой операции. На что получила ответ : "Операция не показана". К нашему спору подключился хирург поликлиники, хирург отделения хирургии больницы и заведующий этим отделением. Они утверждали, что оперировать пока рано. Нужно наблюдать. Тогда старый доктор - эндоскопист подготовил описание эндоскопии, забрал у патологоанатома несколько срезов и сам повез своему знакомому онкологу в поликлинику. Вдвоем они пришли к выводу, что нужно оперировать. Вообще, считалось, что мнение онколога в таких вопросах всегда окончательное и обжалованию не подлежит. Но не тут - то было. Противники оперативного лечения "одинокого, маленького и безобидного" полипа желудка -хирург поликлиники, хирурги отделения хирургии , молодой эндоскопист были непреклонны. Оперировать нет показаний. Другая сторона- участковый терапевт( мнение которого не учитывалось гигантами хирургической мысли), старый эндоскопист и онколог , настаивающие на операции оказались в меньшинстве.
Пациентка уехала к дочери во Владивосток и на все мои просьбы приехать через полгода не ответила. Она пришла на прием через полтора года после проведения второй эндоскопии. И снова те же самые жалобы: боль в эпигастрии, изжога, отрыжка. Она ушла делать ФГДС, а через день мне позвонил старый эндоскопист и сказал:" У Вашей пациентки огромная опухоль желудка с распадом. Оперировать уже поздно" - и бросил трубку. А вскоре пришла и она, вся в слезах, в истерике и кричала, что мы "просмотрели рак".
Я пыталась обзвонить всех участников "спора" и потребовать объяснений. Они видимо знали, что я буду домогаться их внимания и выключили свои телефоны. Я осталась один на один с разъяренной пациенткой.Битый час уговаривала ее идти к онкологу. А куда же еще теперь я могла ее направить. Она ушла. И мне позвонил онколог. Он сказал, что взял ее на лечение, но не уточнил, что именно собирается делать.Больше она у меня на приеме не появлялась. А через полгода пришла ее родная сестра и сообщила, что моя пациентка уехала к дочери во Владивосток и там умерла.При этом она с такой неприязнью посмотрела на меня, что у меня все похолодело внутри. " Вы просмотрели рак у моей сестры! Как же так? А еще Доктор наук!"- с этими словами она ушла, хлопнув дверью. А я подумала о том, что спорить больше не стану.
Источник