Прямо в детство

May 30, 2017 09:30

Оригинал взят у p_i_f в Как Одесса стала столицей СССР!

"Старик Хоттабыч" - с раннего детства любимая сказка зрительских поколений! Волшебная история с захватывающими приключениями, чудесами и искренней дружбой, на первый взгляд, совершенно не связана с Одессой. Но это не помешало нашему городу стать местом съемок самых значимых сцен культового детского фильма! О том, что связывает Хоттабыча и наш город, какие трудности возникли во время съемок, как главные герои рассекали на верблюде по одесским улицам- обо всем этом и многом другом мы узнаем отправившись в кинопутешествие по Одессе пятидесятых годов!



«Старик Хоттабыч» 1956 год.
Режиссер: Геннадий Сергеевич Казанский
В ролях: Н. Волков, А. Литвинов, Г. Худяков, Л. Ковальчук, М. Блинова, Е. Копелян, Е. Весник и многие другие.

Главный герой кинофильм, школьник Волька Костыльков, находит в реке древний сосуд. Волька открывает его,  перед ним предстает джин по имени Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб. Гость из бутылки считает Вольку своим спасителем и в благодарность за этот поступок одаривает всем, что душа пожелает. Зритель вместе с героями погружается в сказочную атмосферу волшебства, чудес, увлекательных приключений и даже совершает полет на ковре-самолете!

Премьера кинолента состоялась в августе 1957 года в завершении школьных каникул. В первые полгода фильм посмотрели несколько миллионов зрителей. Шедевр режиссера Казанского положил начало эре детского кино. С этого момента в стране начинают массово создавать фильмы специально для детей.





Кинолента основана на одноименной сказке Лазаря Лагина 1938 года, он же является автором сценария. Однако подобный сюжет к тому времени уже встречался в рассказе Гатри Томаса Энсти под названием «Медный кувшин» 1900 года. В основе романа британского писателя - фантаста  аналогичная встреча джина Факраша и молодого архитектора из Лондона по имени Гораций. Надо сказать, что истории похожи одна на другую очень отдаленно. Характеры джинов, равно как и их освободителей, разнятся. А в сюжете хорошо просматривается любовная линия. Справедливости ради отметим, что первоисточником для обеих рассказов послужила история про «Аладдина и волшебную лампу» из книги сказок «Тысячи и одной ночи»  Шехерезады. Кто, а главное кому должен предъявлять авторские права решать Вам.

А в середине пятидесятых режиссеру Генннадию Казанцеву было не до этого. Ведь «Старик Хоттабыч» - это не просто заурядный детский фильм. Это- большое, зрелищное, насыщенное современными по тем временам спецэффектами и комбинированными съемками кино. Например, полет на ковре-самолете, снимали в специальном павильоне, в кромешной темноте, по аналогии с современным «зеленым экраном».

Подбор детей - актеров на главные роли был тоже задачей не из легких.




Создатели киноленты просмотрели тысячи претендентов на роль главного героя и отказали Алексею Литвинову. Но спустя некоторое время вернулись к его кандидатуре и Вольку сыграл именно он. Любопытно, что юный киноартист очень хорошо учился в школе. До съемок в фильме. После этого Алеша сильно отстал по всем предметам.

А вот вопрос кого снимать в роли Гассана Хоттабыча совершенно не тревожил главного режиссера.




Да будет тебе известно, что я знаменитый мудрец, лекарь и звездочет!

И приехал сюда из Багдада по приглашению самого Эмира!

Меня зовут Гуссейн - Гуслия!

Ведь Николай Николаевич Волков уже с успехом примерял на себя подобный восточный образ, сыграв колоритного звездочета Гуссейна - Гуслию в кинофильме «Насреддин в Бухаре» 1943 года.




А знаете ли Вы, что имя актера Николая Агурова неразрывно связано с Одессой?! Свой псевдоним «Волков» он взял именно в нашем городе, в Одесском академическом русском драматическом театре, где артист проработал более двадцати лет. Его дебют в кино состоялся на одесской киностудия в 1941 году в картинах «Боксеры» и «Таинственный остров». Но из одесских ролей нам особенно запомниться созданный им образ профессора Козаченко в экранизации повести «Зеленый фургон» 1959 года.




На этом кадре самые внимательные из Вас узнают еще одну легенду советского кино - Романа Сергеевича Филиппова. Роль одесского преступника Федьки-Быка в «Зеленом фургоне» - одна из первых в карьере актера.




А мы с Вами навсегда запомним его персонаж Евгения Николаевича Ладыженского из бессмертной комедии Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» с вопросом:

Ты зачем усы сбрил, дурик?!




И фразу, ставшей классикой:

-Будете у нас на Колыме, -милости просим!

-Нет, уж лучше Вы к нам…

Возвращаемся на съемки «Старика Хоттабыча», где у режиссера появляется проблема. Для сцены, в которой по сюжету могущественный джин преподносит пионеру дворец и множественные диковинные дары необходимы дикие экзотические животные. Принято решение на несколько дней всей съемочной группой отправится в Одессу, где в это время гастролировал всемирно известный цирк Корниловых.




По сценарию кинофильма действия разворачиваются в Москве. А значит Одессу, с ее совершенно не столичной архитектурой, необходимо выдать за главный город Советского Союза. И снова счастливый случай, и снова Одесса выручает! К великой радости создателей кинокартины на проспекте имени Т. Г. Шевченко едва успели построить типичный для пятидесятых годов, монументальный жилой дом столичного размаха. Кстати, проспект в то время именовался иначе. Современное, знакомое нам название он получит лишь в середине шестидесятых годов, а пока он носит гордое имя Ново-Аркадийская улица.




Итак, огромный и в тоже время уютный двор свежего новостроя стал сценой для съемок эпизодов, в которых Гассан Абдуррахман пытается покорить Вольку всей мощью своей магии и волшебства!

-Я знаю, что подарить тебе, о Волька!

-Какой еще подарок?!

-Смотри, о Волька! Это прекраснейший из дворцов халифа Гарун -аль -Рашида!




Джин отрывает несколько волосков из бороды. Отметим, что в фильме как и в книге отсутствует знаменитая фраза «Трах - тибидох». Она станет народной, появившись в радиоспектакле 1958 года. И в следующее мгновение посреди простого двора появляется роскошный дворец!




А на нем памятная табличка.




В этом фрагменте присутствует незначительный киноляп. Волька произнося в слух надпись, проговаривает слово «Имя» дважды: «…имя его и имя его счастливых родителей». В тексте, как мы видим, «Имя» упоминается только единожды.




Но юный пионер отказывается становиться счастливым обладателем дворца. И обиженный Хоттабыч  ликвидирует подарок, хотя и не унимается!

Смотри, о Волька!

Все это твое: и слоны, и верблюды, и лошади, и ослы, и все, чем заполнены эти мешки, эти люди…Все это твое!




И двор начинает заполняться живыми дарами!







А мы с Вами телепортируемся в наши дни и взглянем на тот самый двор почти 60 лет спустя!

Именно через этот вход к Вольке попадали преподнесенные в подарок животные и люди.







Как мы видим, деревья  подросли и появились различные пристройки.

С внутренней стороны вход во двор имеет форму арки, сквозь которую лихо проносятся всадники!







В следующем эпизоде перед нами открывается обзор всего двора. Обратите внимание на элементы декора в левом углу кадра, прямо над аркой.







Тот самый подъезд, возле которого старик Хоттабыч с восторгом сообщает Вольке, что знает какой подарок он заслужил!







Свидетели съемок вспоминают, что длился  процесс долго и изнурительно. К тому же стояла испепеляющая, адская жара!




Даже слоны, приспособленные к подобным климатическим условиям, не выдерживала накала!




Несмотря на жару, Гассан Хоттабыч продолжает уговаривать Вольку принять его щедрые дары или хотя бы продать все населению.

-У тебя будут деньги! Много денег. А деньги - это слава, деньги - это сколько угодно друзей!

-Ну, рассуди сам, Хоттабыч, кому нужна слава и друзья за деньги?!

Нет, уж лучше смерть, чем стать спекулянтом!

Спорное утверждение на самом деле… Но ребята уговаривают Хоттабыча обо всем забыть, сделать животных, людей и диковинные пряности невидимыми и отправиться в цирк. Но не просто пойти или поехать. А совершить вояж на собственном живом транспорте!




Этот актер, «корабль пустыни» был приобретен специально для съемок. Его дальнейшая судьба неизвестна. Поговаривают, что его подарили какому-то состоятельному одесситу, по другой информации - отдали в зоопарк.




В цирк на верблюде - это всегда праздник! Главные герои переместились из полюбившегося нам двора в один из переулков на том же проспекте Т. Г. Шевченко. Внимательно смотрим на длинный угловой балкон слева от Вольки.

Вот так он выглядит сегодня. Очевидно, что Одесса стала гораздо зеленее.




Продолжаем путь вместе с Хоттабычем и его друзьями и не забываем подсматривать в современную Одессу.




Дома попавшие в кадр хоть и новые, но для столицы низковаты. Мы без труда замечаем, что рука художников дорисовала два этажа, превратив одесские четырехэтажки в шестиэтажки. И для пущей убедительности на второй план добавлена легендарная столичная высотка.




А трио балконов, как и арка вдали, практически не изменились.

Далее наш путь ждет неожиданный поворот. Либо герои киноленты действительно решили доехать в цирк на верблюде, либо съемочная группа настолько увлеклась, что позволила друзьям верхом на верблюде доехать до исторического центра Одессы.




На сей раз, кроме уже знакомого фальшивого высотного здания в кадре мы наблюдаем дорисованные дорожные фонари и прочие дома. Единственной натуральной декорацией является дом справа от спины Хоттабыча.




Одесситы с легкостью узнают в нем легендарный дом Навроцкого 1891 года постройки.

Вдоволь накатавшись по городу, в лучших традициях круизных компаний, Хоттабыч возвращает верблюда и детей на место, к дому на Ново-Аркадийской улице, с которого троица  отправлялась на прогулку.

Но тут внезапно…




Эту веселую компанию уже давно пора было остановить. Что и делает неподражаемый Евгений Яковлевич Весник в образе милиционера. Дело в том, что верблюд под управлением Гассана Хоттабыча случайно нарушил правила дорожного движения проехав на красный свет. Но джин нашел такую причину остановки необоснованной и Волька под влиянием волшебных чар заговорил с правоохранительными органами следующим образом:




Как ты смеешь, о призренный страж, задерживать меня в драгоценный час моей прогулки?!

Я самый выдающийся отрок этого города!




Ладно, молодой человек, в отделении разберутся при чем тут окорок!

Надо соблюдать!

Ну, а дальше, Хоттабычу в очередной раз пришлось спасать щекотливую ситуацию, которую он сам, собственно, и создал. Хорошо быть могущественным джином и волшебником: наломал дров, а когда приходит время отвечать, внушил всем, что ничего такого не было и исчез!




А когда они с верблюдом в придачу исчезают , мы хорошо видим фасад дома, у  которого мгновение назад кипели не шуточные страсти.

Сегодня все выглядит вот так.




Одесса снова и снова готова в трудную минуту приходить режиссерам на помощь, примеряя любые образы.

ИСТОЧНИК

кино, история, СССР

Previous post Next post
Up