Просветительское кино о насилии: каким оно должно быть?

Oct 05, 2016 13:36

Оригинал взят у tanja_tank в Просветительское кино о насилии: каким оно должно быть?


Читательница, с которой я переписываюсь уже два года, рассказала, что ее друзья - творческая команда из Москвы - снимает короткометражный художественный фильм «Серебряная медаль».

Тема острая - физическое и моральное насилие в семье. Часто мы даже не подозреваем, что творится за закрытыми дверями наших соседей, коллег, знакомых. Ведь выходя «в люди», насильник надевает маску социальной нормальности, а его жертва молчит - как минимум, из страха быть непонятой, обвиненной в том, что «раз не уходишь - значит, тебе это нравится» и «видимо, ты его сама чем-то провоцируешь».

Рассказать широкому зрителю о двуличии насильников, убедить жертв не молчать, побудить всех нас быть внимательнее к тем, кто нас окружает (например, на часто «ударяющуюся» сослуживицу) - вот какие цели ставят перед собой авторы фильма. И, конечно, они хотят в который раз обратить внимание законодателей на то, что наказание для домашних насильников должно быть пересмотрено.

Я прочитала сценарий фильма «Серебряная медаль». Портрет агрессора прорисован лаконично и при этом предельно точно. Каждая его реплика - штрих к портрету деструктивного человека. Это и презрение к «серой массе» - людям, это и бессмысленная нарциссическая погоня за «золотой медалью» и разъедающее ощущение собственной ничтожности из-за того, что удалось «добиться» только серебряной. И даже идеально наглаженный гардероб акцентирует внимание на нездоровой педантичности, свойственной большинству насильников.

Поражает и то, как в пять минут сценаристы смогли вместить такое количество манипуляций. Тут и газлайтинг, и отрицание, что произошло насилие, и несколько сахарная «галантность» по отношению к избитой жене... Кого заинтересовал проект, перейдите по ссылке https://planeta.ru/campaigns/silvermedal/about . Там вы увидите, в том числе, и трейлер к фильму. Страница проекта в Фэйсбуке: https://www.facebook.com/groups/270542753328160/

В комментариях прошу обсудить данный и похожие проекты. Поделиться мыслями, эффективны они или нет. Порассуждать, каким образом можно доходчиво информировать людей о насилии. И - самое сложное! - как рассказывать об «утонченном», моральном насилии. Когда нет сломанных носов и заплывших глаз...

А пока - интервью с авторами проекта «Серебряная медаль» и пара слов от Сергея Рублева, исполнителя главной роли.


- Почему вы решили снять кино о насилии?

Светлана Кобракова, продюсер:
- Тема близка мне и по своему опыту, и по опыту близких друзей. Я очень четко понимала, что бытовое насилие - это тема, которую надо поднимать постоянно, особенно у нас на родине, где жертвы совершенно не защищены. Цель фильма - повысить осведомленность общества об этой проблеме и предупредить новые случаи насилия.

Мы знакомились с жертвами, общались с ними на форумах, читали статьи психологов и психотерапевтов. И нам стало страшно от реальных историй и реального размаха бытового насилия в семьях наших соотечественников.


Марианна Бойцова, сценарист:

- Мне не понаслышке знакома тема насилия в семье - и физического, и эмоционального. В сценарии мне захотелось понаблюдать за насильником изнутри. Попробовать передать его состояние, не оправдывая его и не обвиняя. Идея сценария была, скорее, метафорической историей про ненасытность и постоянную неудовлетворённость мужских амбиций. Свидетель неудачи и мнимой неуспешности должен быть наказан.

(на фото - съемочная группа обсуждает отснятый материал)

Галя Шиян, режиссер-постановщик:

- Я прочла сценарий до конца и поймала себя на чувстве возмущения. Меня ужасно раздражала эта ситуация целиком от «да какого черта он творит?!» до «почему она не уходит?». Я полезла разбираться, и оказалось, что конкретно на эти вопросы ответов много, но дать однозначную оценку ситуации не получается.

Дальше становилось «все страньше и страньше»: когда я рассказывала о сценарии знакомым, то получала, как правило, две реакции: женщины замолкали, изменившись в лице, а мужчины поспешно отстранялись: «выдуманная история, так не бывает!», будто речь шла о каком-то мировом заговоре, который я хотела распутать. Результатом моего «расследования» стал фильм.

- Чем ваш фильм будет отличаться от других работ схожей тематики?

Света Кобракова:

- Наш фильм не показывает ужасающих сцен насилия, избиений и крови. Это уже весомое отличие от многих картин на эту остросоциальную тему. Мы попытались сделать очень деликатное кино, но на 100% раскрывающее суть насилия.


Марианна Бойцова:

- Наш фильм мне видится более глубоким и тонким, потому что наш герой - не просто дикий зверь, маргинальная личность или хитроумный маньяк - это узнаваемый человек, что гораздо страшнее.

(на фото - Сергей Рублев репетирует сцену в ванной. Страшный оскал хищника - в трейлере, который доступен по ссылке https://planeta.ru/campaigns/silvermedal/about)

Галя Шиян:

- Мы убрали акцент с женщины, показав ее такой «сферической жертвой в вакууме» и максимально сфокусировались на личности насильника. Насильник больше не стихийное и необъяснимое зло, это человек со своими трагедиями, несбывшимися мечтами, неоправдавшимими надеждами. А достаточно ли этого для того, чтобы снять с него ответственность за происходящее, оправдать - это мы оставляем на суд зрителя.

- Кому и на что могут открыть глаза подобные фильмы?

Света Кобракова:

- На мой взгляд, это кино для общества и для законодателей нашей страны. Я более чем уверена, что, если такое кино будет жить, то, может, завтра вы иначе посмотрите на свою коллегу на работе. Ведь что-то с ней не так: мало общается, постоянно скрывает глаза, использует много косметики, говорит, что синяк - это пустяк, сама ударилась… А через месяц опять синяк.

Женщины боятся и смущаются говорить о существующей проблеме. Хочется верить, что мы сможем быть более чуткими, тогда вокруг нас будет меньше «скрытых» жертв. Да и на законодательном уровне что-то обязательно должно поменяться! Если не говорить - не услышат. А так есть надежда, что законодатели задумаются. Что новых жертв не будет, потому как женщина поймет, что такое может быть в ее семье, и будет бдительней. Что нынешние жертвы смогут рассказать о своей беде. Об этом нужно говорить. Проблему не решить, если она будет замалчиваться потому, что стыдно об этом говорить…

Марианна Бойцова:

- Вы можете прочесть тысячи заметок о домашнем насилии, но не понять, что насилие - это не про «чернуху» и «алкашей», это про одного человека, который мучает другого. Причины такого поведения не важны. Этому нет оправдания. И жертвы, и насильники должны это понимать. Насильники не нуждаются в защите. Они нуждаются в суровом наказании. Я бы хотела, чтобы домашнее насилие из дел частного обвинения было переквалифицировано в стандартное уголовное преступление, за которым следует наказание.

Я бы хотела помочь прежде всего тем, кто сейчас живет в плену страха. Помочь им понять, что дальше будет только хуже. Что выход есть, и он - через дверь, за которой - новая счастливая жизнь. И если не открыть ее - дальше будет только боль, ужас и смерть.

Галя Шиян:

- Если после просмотра нашего фильма кто-то задумается, почему жертвы не уходят, а насильники продолжают унижать и мучить, миссию можно считать выполненной. А еще вот какая мысль в голову пришла: очень много пишется и говорится о том, как не вырастить жертву, и при этом очень мало - о том, как не вырастить насильника. Почему?

- А когда вы сами поняли, что бьет - значит, ненавидит?

Света Кобракова:

- Я знала об этом всегда. Меня воспитали так. И я понимаю, что такое любовь. И какими могут быть ее проявления.

Марианна Бойцова:

- Я знала, что это так. Но со временем представления исказились. Из позиции жертвы легко найти оправдание насильнику. Простить его, увидеть свою собственную вину. Социальные условия и психологические проблемы загоняют в клетку, выбраться из которой очень трудно. Но для начала нужно понять, что ты в клетке. Фильм поможет это осознать.

Галя Шиян:

- Отвечу семейной байкой. Мама рассказывала, что как-то, придя из садика в грязном платье, я рассказала, что дети вытирали об него руки. «Почему же ты им не врезала?» - удивилась мама. «Мама, как можно ударить человека?» - удивилась в свою очередь я.

«Пусть насильник взглянет на себя со стороны»


Интересно, что главную роль - физически агрессивного мужа героини - играет Сергей Рублев, который по образованию - врач-психиатр и сам некогда консультировал пациентов с похожими проблемами, поэтому «хорошо изучил поведенческие особенности маньяков и садистов». Кстати, он помог сценаристу Марианне Бойцовой заострить некоторые реплики героя. Нарцисс получится эталонный.

- Я схватился за этот фильм и за этого персонажа потому, что... я его знаю! - рассказал Сергей. - Я с ним познакомился, когда проходил практику в психиатрической больнице №6 в Санкт-Петербурге. Я вёл его как врач.

Посмотрев этот фильм, реально живущий двойник моего персонажа может взглянуть на себя со стороны и понять, что он нездоров. Ему самому сложно это осознать.

Кое-что об окружающих людях сможем понять и мы с вами. Ведь мой персонаж почти идеален для социума! Его любят, им восхищаются соседи, коллеги, родственники и так далее. И только жена знает тёмную сторону этого хамелеона, но мирится с этим. Раскрыть главные опознавательные черты этих "людей" и привлечь к этому внимание - вот моя главная задача, как актёра.




общество, человек, насилие, фильм, психология

Previous post Next post
Up