События осени 1939 года, несомненно, к таким спорным страницам относятся.
17 сентября 1939 года Красная армия пересекла государственную границу СССР и вступила на территорию Польши. Это факт. Фактом остаётся и то, что в результате того похода Западная Белоруссия и Западная Украина были присоединены к СССР, а точнее, они были присоединены к Восточной Белоруссии и Восточной Украине, соответственно.
Причины, по которым Белоруссия и Украина были разъединены и их западные районы оказались в польском владении, подробно описаны в учебниках истории. Кратко - таковы были условия Рижского мирного договора 1921 года, положившего конец советско-польской войне. Условия, очевидно, невыгодные для советской стороны, и вряд ли кто-то будет настаивать на том, что они были выгодны для белорусского и украинского народов. Однако молодая советская республика была вынуждена согласиться, т.к. Польшу активно поддерживали страны Антанты, а Гражданская война, сильно измотавшая страну, ещё не была закончена.
Рижский договор содержал и взаимные обязательства не допускать на территориях соседних стран образования и пребывания организаций и групп, деятельность которых направлена против другой стороны. Кроме того, Польша обязалась предоставить равные права оказавшимся на её территории белорусам, украинцам и русским, позаботиться о свободном развитии их культур, языков и религии. Подобные обязательства в отношении поляков взяла на себя и советская сторона.
О том, как Польша соблюдала договорённости, есть немало свидетельств - поддержка антисоветских группировок, ужасное содержание советских военнопленных… А уж о равных правах для восточного непольского населения и говорить не приходится - так называемое «ополячивание» было жёстким и неприкрытым. Неудивительно, что приход в 1939 году Красной армии большинством белорусов и украинцев в Польше был воспринят как освобождение. И это тоже неоспоримый факт.
Впрочем, спорным по оценкам является сам поход Красной армии. Секретные протоколы, пакт Молотова-Риббентропа - эти упрёки не раз бросали, что называется, в лицо советской истории нынешние поборники исторической справедливости. Однако историческая правда невозможна без учёта условий, в которых происходили те или иные события, а также без учёта последствий.
Об условиях всем хорошо известно. 1 сентября началась Вторая мировая война. Не Советский Союз её начал, и все домыслы об участии нашей страны в её развязывании не выдерживают критики. Германия уже захватила половину Польши. Протоколы протоколами, но кто-то верит теперь в гуманность фашистской армии и порядочность её предводителей? В восточные районы тогдашней Польши - районы, некогда принадлежавшие России и испокон веков заселённые белорусами, украинцами и русскими - не ступил бы сапог фашистского солдата? Последующие события показали, что сапог этот намеревался потоптать всю Евразию вплоть до Тихого океана.
О сложившейся ситуации британский премьер-министр Ллойд Джорж писал в те дни послу Польши в Лондоне: «Русские армии вошли на территории, которые не являются польскими и которые были аннексированы Польшей силой после первой мировой войны… Различие между двумя событиями (т. е. германским нападением на Польшу и вводом советских войск на территории Западной Белоруссии и Западной Украины) становится все более очевидным для британского и французского общественного мнения… Было бы преступным безумием ставить их на одну доску».
Польша оказалась первой жертвой и одной из наиболее пострадавших от германского фашизма. После нападения Германии на Советский Союз советско-польские отношения резко изменились. Народы обеих стран плечом к плечу сражались с немецко-фашистскими захватчиками. И это тоже факт, как и тот, что именно советские войска внесли самый существенный вклад в разгром Гитлера, освободив Европу, и Польшу в том числе.
Однако наиболее значимым последствием событий сентября 1939 года является воссоединение народов в двух государствах - в Украине и Белоруссии. Сегодняшние «национал-патриоты» этих стран предпочитают не вспоминать о таком вкладе России в историю их народов. Приписывая восточному соседу все мыслимые и немыслимые грехи, они не желают признать роль России в становлении белорусской и украинской государственности. А советская Россия не на словах, а на деле продемонстрировала свою заботу о братских народах, восстановила разрушенное единство.
Сегодня Украина и Белоруссия, как, впрочем, и Россия, обретя так называемую независимость друг от друга, переживают непростые времена. Вопросы о внутреннем единстве народов вновь стали актуальными. Особенно это заметно на Украине. Удастся ли украинцам и белорусам сохранить не только вновь обретённое в 1939 году территориальное единство, но и вековые культурные, исторические, духовные связи своих народов? Во всяком случае, Россия всегда выступала и выступает именно за это.
http://comstol.info/2012/01/obshhestvo/3043