«Команда Чубайса под демократическими лозунгами скрывала целевую установку на уничтожение российской оборонной промышленности и производителей стратегически важной, конкурентноспособной на западном рынке отечественной продукции гражданского назначения», - приходит к выводу инспектор Счетной палаты Российской Федерации Олег Хохлов в фундаментальном исследовании «Приватизация России» (Москва, 2005). Критерии, которыми «руководствовалось» Федеральное управление по делам о несостоятельности при Госкомимуществе России, американские эксперты примерили к своим заводам и выяснилось, что 80 процентов преуспевающих американских военных предприятий, непоколебимо крепко стоящих на ногах, - честь и гордость обороны США, по меркам Чубайса должны быть признаны банкротами.
Высший контрольный орган страны Счетная палата провела ревизию Госкомимущества и опубликовала результаты проверки в правительственной «Российской газете». Выводы аудиторов произвели шок в обществе. Преступление против нации и государства - так ревизоры оценили деятельность Чубайса. Формулировки предельно жестки: Госкомимущество поставлено на службу конкурентам и врагам России, целенаправленно разрушается оборонный комплекс страны, крупнейшие предприятия, конструкторские бюро, научно-исследовательские институты умышленно подводятся под банкротство и продаются за бесценок...
Из заключения Счетной палаты: «Анализ показывает, что целенаправленно разрушаются важнейшие отрасли оборонной промышленности, так как с признанием предприятия неплатежеспособным, оно практически попадает в руки людей, непосредственно заинтересованных в устранении конкурентов с мирового рынка».
70 процентов предприятий, признанных «неплатежеспособными», относились к пяти ведущим стратегическим областям промышленности, несли основную нагрузку по исполнению государственного оборонного заказа, обладали лучшими в мире технологиями и профессионалами, конструкторскими и технологическими решениями на десятилетия опережали другие страны. 261 оборонное предприятие, практически вся элита оборонной промышленности, лучшее, чего достигла и наработала отечественная промышленность, были уничтожены. Банкротами объявляли совершенно секретные предприятия. Управляющими туда Чубайс направлял людей без малейшего опыта управления, не имевших допуска к сведениям, содержащих государственную, военную тайну.
О проводимой Чубайсом приватизации как предательстве национальных интересов страны Президенту Российской Федерации Ельцину докладывали Государственная Дума (постановление №378-1 от 9.12.94г.: признать итоги первого (чекового) этапа приватизации неудовлетворительными, в качестве первоочередной задачи считать необходимым проведение существенной корректировки политики приватизации, поскольку итоги первого ее этапа не соответствуют основным целям социально-экономических реформ, приостановить действия указа о послечековой приватизации до принятия федерального закона), Московская областная Дума (решение №10/15 от 02.11.94г.: в программу приватизации заложена ошибочная концепция, продолжение приватизации в таких условиях может привести общество к социальному взрыву, так как большинство населения отстраняется от приватизации, доступ к ней получает только небольшая часть общества, необходимо приостановить действие Указа №1535 от 22 июля 1994 года до принятия закона), Генеральная прокуратура (записка исполнявшего тогда обязанности Генерального прокурора А. Илюшенко от 29.11.94г. исх. №19-15-94 «О фактах разбазаривания федеральной собственности на предприятиях военно-промышленного комплекса»: идет искусственное смешивание государственной собственности, ради извлечения предприятиями сиюминутной сомнительной выгоды происходит перекачка федерального имущества в руки частного бизнеса). В справке начальника отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики Генеральной прокуратуры С. И. Верязова от 30.12.94 г. по итогам проверки Госкомимущества России в Москве и в 15 субъектах Федерации утверждалось, что во всех регионах имеют место нарушения законодательства о приватизации), Министерство внутренних дел (записка министра МВД В. Ерина и заместителя министра В. Страшко), Служба внешней разведки (письмо первого заместителя директора СВР В. Трубникова №3152/4745 от 29.11.94г.), Счетная палата (письмо С. Степашина №1629-СН от 24.06. 94г.), Правительство Российской Федерации (письмо Председателя Правительства Е. Примакова №151/9-17434 от 26.09.94г.).
Самый обстоятельный и аргументированный разбор первого этапа приватизации сделал сменивший Чубайса на посту Председателя Госкомимущества бывший губернатор Амурской области В. П. Полеванов, представивший свою записку «Анализ первого этапа приватизации и предложения по его совершенствованию» (№ВП-424 от 18.01.95г.) Председателю Правительства В. С. Черномырдину: «Выпуск продукции в целом по машиностроительному комплексу уменьшился в 1994 году на 45 процентов, более чем наполовину потерян рынок товаров народного потребления. Стремление к демонополизации любой ценой во многом разрушило агропромышленный комплекс, разорвало технологические линии и межхозяйственные связи, что особенно сказалось в лесной промышленности и металлургии… По данным Госкомстата Российской Федерации, объем иностранных инвестиций резко сократился с 2.921 млн. долларов США в 1993 году до 768 млн. долларов за 9 месяцев 1994 года. Причем валютные инвестиции в основном направляются в добывающие отрасли промышленности. Так, в январе - сентябре 1994 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года почти в 2,5 раза возросла доля валютных инвестиций в топливно-энергетические отрасли - с 25 до 63 процентов при одновременном резком снижении их в машиностроение - с 17 до 3 процентов и строительство - с 11 до 4 процентов…
Б. Миронов