«Как петербургские рабочие к царю ходили»

Jan 09, 2012 18:37


Брошюра Луначарского «Как петербургские рабочие к царю ходили» под псевдонимом В. Воинов была напечатана в издательстве «Вперед» в Женеве в 1905 г. На обложке и титуле ее название было напечатано на русском и на немецком языках.

Газета «Вперед» в разделе «Последние издания» в № 14, 12 апреля/30 марта 1905 г. сообщила о выходе брошюры в свет. Брошюра вышла раньше, она в виде приложения рассылалась уже с № 13 газеты «Вперед» (5 апреля/23 марта 1905 г.).

В фондах ЦПА ИМЛ (ф. 2, оп. 1, ед. хр. 1624) хранится экземпляр текста брошюры, переписанной рукой А. А. Луначарской. Из 20 страниц этого текста на пятнадцати имеются редакторские поправки Ленина. Так, например, вместо слова «исцелить» Владимир Ильич пишет «устранить», а фразу «Уже подрал мороз по коже» Ленин заменил словами «Страх обуял» (стр. 16). На 6-й странице во фразе «засылают в трущобу» Ленин заменяет «трущобу» на «Сибирь». На 18-й странице он уточняет формулировку и вместо «ваше правительство» (речь идет о народной революции) пишет - «народное правительство».

Во многих случаях Ленин соединяет абзацы, предлагает дать слитный текст, а на 8-й странице рукописи пишет: «в строку».

Ленин вносил исправления в брошюру, по-видимому, перед самым ее печатанием, потому что на пяти страницах он пишет: «На<орщик> см. на обороте!», а около вставок Луначарского (цитаты из газеты «Вперед») Ленин написал: «Лежит в наборе. NB», указывая, что можно использовать имеющийся уже набор, а не набирать вновь (лл. 11, 12).

1 августа 1905 г. Владимир Ильич (см. настоящ. том, стр. 8) сообщал Луначарскому о письме члена ЦК РСДРП Д. С. Постоловского, который просил: «Было бы крайне желательно, чтобы под Вашим руководством Воинов по крайней мере раз в неделю писал общеполитический листок, который в рукописях рассылался бы по организациям для напечатания». Поэтому Ленин рекомендует Луначарскому продолжать писать брошюры и особенно популярные, в духе «Как петербургские рабочие к царю ходили» (см. настоящ. том, стр. 8).

Просьба Постоловского была учтена Лениным: статья Луначарского «Массовая политическая стачка», напечатанная в «Пролетарии» (№ 1, 27/14 мая 1905 г.), вышла отдельной листовкой в издании Бакинского комитета РСДРП, о получении которой сообщила редакция «Пролетария» в № 8, 17/4 июля 1905 г.

«Государь!

Мы, рабочие г. Петербурга, наши жены, дети и беспомощные старцы-родители пришли к тебе, государь, искать правды и защиты.

Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся, как к врагам.

Мы и терпели, но нас толкают все дальше и дальше в омут нищеты, бесправия и невежества; нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению.

Для нас пришел тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук.

И вот мы бросили работу и заявили нашим хозяевам, что не начнем работать, пока они не исполнят наших требований. Мы немного просили. Мы желаем того, без чего не жизнь, а каторга, вечная мука.

Первая наша просьба была, чтобы хозяева вместе с нами обсудили наши нужды, но и в этом нам отказали - в праве говорить о наших нуждах, находя, что за нами не признает закон такого права. Незаконны оказались также наши просьбы уменьшить число рабочих часов до 8 в день и устанавливать цены на наши работы вместе с нами и с нашего согласия, рассматривать наши недоразумения с нашей администрацией завода. Увеличить чернорабочим и женщинам плату за их труд до 1 рубля в день, отменить сверхурочные работы, лечить нас внимательно и без оскорбления, устроить мастерские так, чтобы в них можно было бы работать, а не находить там смерть от страшных сквозняков, дождя и снега.

Все оказалось, по мнению наших хозяев, противозаконно. Всякие наши просьбы - преступление, а наше желание улучшить наше положение - дерзость, оскорбительная для наших хозяев. Государь, нас здесь больше 300 000 - и все это люди только по виду, только по наружности, в действительности же за нами не признают ни одного человеческого права, даже говорить, думать, собираться, обсуждать наши нужды, принимать меры к улучшению нашего положения.

Всякого из нас, кто осмелится поднять голос в защиту интересов рабочего класса, бросают в тюрьму, отправляют в ссылку, карают, как за преступление, за доброе сердце, за отзывчивую душу. Пожалеть рабочего, бесправного, измученного человека - значит совершить тяжелое преступление. Государь, разве это согласно с божескими законами, милостью которых ты царствуешь? Не лучше ли умереть, умереть всем нам - трудящимся людям всей России? Пусть живут и наслаждаются капиталисты и чиновники. Вот что стоит перед нами, государь!

И это-то нас и собрало к стенам твоего дворца. Тут мы ищем последнего спасения. Не откажи в помощи твоему народу, выведи его из могилы бесправия, нищеты и невежества, дай ему возможность самому вершить свою судьбу, сбрось с него невыносимый гнет чиновников, разруши стену между тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой. Ведь ты поставлен на счастье народу, а это счастье чиновники вырывают у нас из рук, к нам оно не доходит, мы получаем только горе и унижение.

Взгляни без гнева внимательно на наши просьбы, они направлены не ко злу, а к добру, как для нас, так и для тебя, государь. Не дерзость в нас говорит, а сознание необходимости выхода из невыносимого для всех положения. Россия слишком велика, нужды слишком многообразны и многочисленны, чтобы одни чиновники могли управлять ею. Необходимо, чтобы сам народ помогал себе, ведь ему только известны его нужды. Не отталкивай же его помощи, прими ее, повели немедленно, сейчас же призвать представителей земли русской от всех классов, от сословий. Пусть тут будет и капиталист, и рабочий, и священник, и доктор, и учитель; пусть все, кто бы они ни были, избирут своих представителей, пусть каждый будет равен и свободен в праве избрания, а для этого повели, чтобы выборы в Учредительное собрание происходили при условии всеобщей, тайной и равной подачи голосов. Эта самая главная наша просьба; в ней и на ней зиждется все, это главный и единственный пластырь для наших ран, без которого наши раны вечно будут сочиться и поведут нас быстро к смерти.

Но одна мера все же не может залечить всех наших ран; необходимы еще и другие, и мы крепко и открыто, как отцу, говорим тебе, государь, о них.

Необходимы:

I. Меры против невежества и бесправия русского народа:

1) Свобода и неприкосновенность личности, свобода слова, печати, собраний, совести в деле религии.

2) Общее и обязательное народное образование на государственный счет.

3) Ответственность министров перед народом и гарантии законности управления.

4) Равенство перед законом всех без исключения.

5) Немедленное возвращение всех пострадавших за убеждения.

II. Меры против нищеты народа:

1) Отмена косвенных налогов и замена их прямым прогрессивным подоходным налогом.

2) Отмена выкупных платежей; дешевый кредит и постепенная передача земли народу.

III. Меры против гнета капитала над трудом:

1) Охрана труда законом.

2) Свобода потребительно-производительных профессиональных союзов.

3) 8-часовой рабочий день и нормировка сверхурочных работ.

4) Свобода борьбы труда с капиталом.

5) Участие рабочих в выработке законопроекта о государственном страховании рабочих.

6) Минимальная заработная плата.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы и пришли к тебе. Повели и поклянись исполнить их, и ты сделаешь Россию и счастливой и славной, а имя твое запечатлеем в сердцах наших и наших потомков на вечные времена, а не повелишь - мы умрем здесь на этой площади перед твоим дворцом. Нам некуда дальше идти и незачем. У нас только два пути: или к свободе и счастью, или в могилу. Укажи, государь, любой из них - мы пойдем по нему беспрекословно, хотя бы это и был путь смерти. Пусть наша жизнь будет жертвой для исстрадавшейся России. Нам не жалко этой жертвы, мы охотно приносим ее» 1.

Источник

Россия, 1905 год, история, рабочие

Previous post Next post
Up