По всей стране уже несколько месяцев идут акции протеста медиков. Врачи, медсёстры, фельдшера и водители «скорых» устраивают забастовки и выходят на пикеты. Так они заявляют о своём недовольстве российской медициной. Здесь сразу надо сказать, что возмущение медицинских работников можно разделить на два уровня - «местный» и «федеральный». На «федеральном» уровне вспоминают пресловутую оптимизацию медицины, которая, по мнению протестующих, привела к развалу самой отрасли. На «местном» уровне формулируются претензии к администрациям больниц, к выполнению «майских указов» и к методам работы с персоналом.
В моём городе - Петрозаводске - именно претензии «местного» уровня - это содержание требований протестующих работников станции «скорой помощи».
Я считаю, что медицинские работники имеют полное право устраивать акции протеста и даже должны это делать. Любой работник имеет право добиваться нормальных условий труда (оплаты, обеспечения расходным материалом, средствами труда, условий на рабочем месте), если они его не устраивают. Работники «скорой» моего города не требуют себе джакузи на станцию и WiFi в каждую машину. Они хотят соблюдения законных условий своей работы и нормального финансового обеспечения. Ничего сверхъестественного, не так ли?
Многие говорят, что врачи не имеют права бастовать или прерывать свою работу, потому что от их труда зависит здоровье и жизнь людей нашей страны. Леонид Рошаль даже высказался в том духе, что медицина - стратегическая отрасль, и для её поддержания необходимы крайние меры, вплоть до ограничения конституционных прав. Это он говорил применительно к возвращению распределения врачей в медицинских институтах. Меня всегда настораживает эта риторика, но она оказывается совершенно в духе высказываний других управленцев.
Недавно в своём интервью один высокопоставленный чиновник, что в ситуациях, где увольняются врачи «главным являются интересы пациентов, интересы людей, которые лечатся. Все остальное нужно отодвинуть в сторону - амбиции, какие-то обиды и так далее». Возможно, то, что я буду говорить дальше, покажется кому-то странным, но я предлагаю дочитать до конца. Интересы пациентов в медицине не должны стоять выше интересов врачей. Я понимаю, что врачи и другие работники здравоохранения работают с пациентами. Заметьте: с пациентами, но не для пациентов. Единственный для кого ты должен работать, даже если ты носишь белый халат - это ты сам. Твои амбиции, твоё мироощущение, твой комфорт и твоё удовольствие - вот что должно вставать во главу угла, а не какие-то абстрактные «интересы пациентов».
У меня на работе возникла ситуация, когда многим коллегам стало понятно, что за переработки в нынешних условиях платят крайне плохо. Они стали отказываться от дополнительных приёмов, от совмещения участков. Это привело к очередям, к тому, что приёмом пациентов стала заниматься заместитель главного врача. На одной из пятиминуток поблагодарили тех врачей, которые «помнят, что такое врачебный долг» и которые согласились принимать дополнительных пациентов. Я не могу сказать, что они поступили правильно. Наша задача - делать свою работу, а не выполнять какой-то долг, который мы даже не брали. Если мы хотим получить нормально работающую отрасль с хорошо подготовленными и профессионально работающими специалистами, то эти специалисты должны чувствовать себя защищёнными и востребованными, а не расходным материалом для нужд государства. С самоуважения врача начинается его профессионализм, а с возможности отстоять свои интересы начинается нормальная медицина, такая медицина, какой её видят доктора, те, кто в ней по-настоящему разбираются.
Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля".
https://www.facebook.com/rusmedjournal/posts/1804474783030239?__tn__=K-R