Вопросы языкознания времен Сталина

Oct 27, 2019 12:52

Изучая документы 20-30-х годов невольно обращаешь внимание на язык того времени. Во-первых, правописание многих слов было несколько отличным от современных правил. Во-вторых, терминология или значение некоторых слов были отличными от нынешних терминов. На это обратил внимание еще в прошлый раз, когда в сообщении ОГПУ Сталину о крушении дачного поезда, в документе используется слово "убиты" в значении "погибли при крушении".

То, что это не случайность, понятно из следующего документа, где описывается очередное крушение поезда.

Записка по прямому проводу ПП ОГПУ по ВСК о крушении поезда «Люкс»

2 февраля 1933 г.
№ 50047
Совершенно секретно

Секретарю ЦК ВКП(б) т. Сталину
Зам. председателя ОГПУ т. Ягоде
Зам. начальника ТО ОГПУ т. Грачу

Сообщаю подробности крушения поезда «Люкс», происшедшего 1 февраля между ст. Забитуй и Кутулик. Причиной крушения являет ся лопнувшая рельса, покрошившаяся на мелкие части на расстоянии 2 м. Паровоз и первые три вагона головных проскочили. Место повреждения - следующий четвертый вагон. Международный сошел с рельс, однако по инерции идя по шпалам, следовал за головной частью поезда, ориентировочно на расстоянии 20 м от схода с рельс врезался в небольшой мостик 7-8 м, срезал брусья моста и на другой части сошел под откос передней частью вагона, задняя осталась на бровке откоса, своим сходом под откос оторвался от головных 3 вагонов и потянул за собой следовавший за ним пятый вагон, который передней тележкой сошел с рельс, задней тележкой остался на рельсах, остановился на мостике, упершись передней частью в вагон № 4. Поезд в месте крушения следовал со скоростью 70 км в час. Паровоз с тремя головными вагонами проследовал дальше. Так обстоит с головной частью поезда.

Крушение хвостовой части поезда произошло в месте первоначального излома рельсы. Международный вагон № 6, соскочив с тележек, свалился под откос, его тележка ушла на другую сторону откоса, причем данный вагон разрушен окончательно, однако каким-то образом следовавшие в вагоне остались живы. Хвостовой мягкий вагон № 7 свалился на бок под откос. Расстояние места крушения хвостовой части от головной ориентировочно 25-30 м.

Всего зарегистрировано обратившихся к врачам за медицинской помощью 40 человек, которым на месте были сделаны перевязки, большинство оказалось из них легко раненными, ушибленными, из 40 человек 24 проследовали с этим же поездом дальше.

Из числа иностранцев немцев в количестве 10 человек, ехавших в данном поезде, легко ранен один: порез лица осколком стекла. Осталось на месте в Аларской райбольнице при с. Кутулик 16 человек, все легко ранены и ушиблены.

Наиболее тяжелое ранение из числа этих 16 человек - у жены председателя Совета министров Монголии Гейдун Топчи - излом двух ребер. Среди раненых и оставшихся в больнице находятся председатель монгольского правительства Гейдун Батачи, его жена - Топчи, дочь Ира, последняя с легкими ушибами, остальные - работники разных организаций. Тяжело раненых нет. Убит во время крушения всего один человек - проводник вагона № 7 Орехов Дмитрий.

Движение поездов проходит по одному пути. Сегодня, 2 февраля, должны восстановить движение по второму пути, на месте работает оперативная группа чекистов под руководством начальника ОДТО ОГПУ Нижнеудинска.

2-й зам. ПП ОГПУ по ВСК Павлов

Ф. 2. Оп. И. Д. 6. Л. 109-110. Заверенная копия.

В этом документе опять погибший указан, как убитый. Такой казус дает очередной повод конспирологам верстать под это дело свои конспирологические версии.)))

И. Сталин

Previous post Next post
Up