Звериный оскал капитализма

Aug 09, 2011 08:10

Жизнь рабочих Трёхгорки мало похожа на спокойное обывательское существование. Средняя зарплата составляет 10-12 тысяч рублей в месяц при 40-часовой рабочей неделе. При этом за комнату в полуразваленном общежитии фабрики, где стены покрыты трещинами, а вода из-под крана бьёт током, следует платить порядка 6 тысяч рублей. На остающиеся 200 рублей в день можно, конечно, ни в чем себе не отказывать в одном из самых дорогих городов мира.
В соответствии с представлениями о «невидимой руке рынка» люди, оказавшиеся в таких условиях, должны немедленно сделать работодателю ручкой и отправиться на поиски лучшей доли. И тогда владельцу пустых цехов и остановленных технологических линий, естественно, придётся раскошелиться. Но на практике податься даже очень квалифицированному рабочему, как правило, некуда - везде условия весьма похожие, а переезд к новому месту работы обойдётся в сумму, астрономическую для человека с таким уровнем дохода. Владельца же перспектива остановки производства нередко вовсе не пугает. По той несложной причине, что не ради производства он приобретал собственность.
Трёхгорка - ярчайший пример именно такой ситуации. Естественно, акции одной из старейших в России мануфактур структуры, связанные с Олегом Дерипаской, покупали под выспренние разговоры о подъёме, спасении и прочем возрождении отечественной текстильной промышленности. И, конечно, с чего же это самое спасение с возрождением начинать, как не с Трёхгорки. Предприятие бесперебойно работает с 1799 года, имеет собственный стиль, традиции. Фабрика (вдуматься на секунду - ровесница Пушкина) выпускает нить тончайших размеров, из которой делает хлопчатные и льняные ткани сложного плетения. Ассортимент - широчайший. Рисунки, узоры, дизайн - эксклюзив. Мощность к началу реформ - 200 миллионов метров в год. В общем, всё есть, кроме эффективного современного менеджмента, конечно.
Что же делает в качестве первого шага эффективный менеджмент? Выносит  ткацкое производство в Гаврилов-Ям Ярославской области. Спору нет, Гаврилов-Ямский льнокомбинат - очень интересная фабрика, со своей историей, уникальными технологиями производства художественного холста и прочая, и прочая. Но в результате производственная цепочка Трехгорки получается разорванной: нить делаем в Москве, везём её за 300 км, там делаем ткань, а ткань везём обратно в Москву на отделку. На ровном месте возникает транспортное плечо в 600 км и соответствующие расходы. Ну и, конечно, пара-тройка сотен безработных, но это уже дело десятое.
Такая «стратегия возрождения» выглядит абсолютным безумием, если считать, что цель - развитие ткацкого производства. А вот если учесть, что в Трёхгорку, как в легендарное предприятие, создающее образ Москвы, из бюджета вложено порядка 23 миллиардов рублей, то некоторый смысл начинает появляться: чем больше у статусной фабрики проблем, тем больше стимулов спасать его за государственный счёт.
А если принять во внимание, что Трёхгорка расположена на Рочдельской улице - в двух шагах от Центра международной торговли, в трёх - от Дома правительства и совсем рядом с популярным у богатых бездельников кластером дорогих клубов типа «Сохо» и «Кафка», то у истории получается и новое измерение. Потому что это - золотая земля. По предварительным экспертным оценкам, на участке Трёхгорки можно построить порядка полумиллиона квадратных метров недвижимости. И самая скромная оценочная прибыль от такого проекта - миллиард долларов. Вне зависимости от того, будут это жилые или представительские помещения. Лишь бы не производственные.
По сообщениям РИА Новости, вся выручка (не прибыль!) строительно-девелоперской корпорации Олега Дерипаски «Главстрой» в докризисном 2007 году составляла 32 миллиарда рублей. А закредитован «Главстрой», как выяснилось уже во время кризиса, оказался на почти вдвое большую сумму. Тогда, в 2009 году, задолженность только перед Сбербанком составляла порядка 25 миллиардов рублей, и это меньше половины долгов «Главстроя».
Если посмотреть на проблему Трёхгорки под таким углом, становится понятно, почему в 2010 году не обращавшие особого внимания на этот «непрофильный актив» структуры Олега Дерипаски вдруг резко и жёстко сменили на фабрике менеджмент.

Читать далее >>>

рабочие, О. Дерипаска

Previous post Next post
Up