Можно ли врачу плакать на работе?

Apr 17, 2019 09:27

Проявление чувств или эмоций, связанных с уязвимостью и открытостью (печаль, любовь, душевная боль или скорбь), может быть воспринято как проявление слабости или неспособности себя контролировать. Часто эти эмоции и их демонстрация получает негативную оценку со стороны окружающих. От людей вокруг можно услышать слова, цель которых, на первый взгляд, поддержать человека, но на самом деле они произносятся для прекращения плача, для того, чтобы человек не выражал свои эмоции. Все мы слышали, в том числе в свою сторону, следующие слова: «Чего ты разревелась?», «Слабак», «Тряпка», «Ты же сильный/сильная!». Утешали они нас? Нет, я так не думаю.

Тем более становится трудно проявить эти сложные чувства в работе. К «человеческим» соображениям присоединяются представления о том, каким следует быть врачу, каким должно быть его поведение. Слёзы на глазах врача или медсестры могут быть восприняты кем-то как признак непрофессионализма. Человек в белом халате не умеет себя контролировать. У кого-то может сложиться впечатление о том, что специалист перед ним слишком сентиментален или некомпетентен.

Здесь надо задаться вопросом: а почему слёзы медика - это признак его непрофессионализма? Давайте я сразу предупрежу все шутки на счёт зарплаты в комментариях: речь не о той ситуации, когда «зарплата хорошая, но маленькая». Я хочу предложить вам взгляд на слёзы врача как на признак его профессионализма в самом широком смысле этого слова.

Наш профессионализм складывается из наших знаний, того, что мы умеем, и способностей к общению с пациентом и коллегами. Общение с коллегами я бы расширил ещё до включённости в профессиональное сообщество, чтобы получить отдельную, большую по объёму часть наших профессиональных компетенций. В общении с пациентом и коллегами слёзы могут стать логичным продолжением наших профессиональных качеств.

Мы можем заплакать от неожиданных трагических событий, например, смерть пациента. Как психиатр я встречаюсь со смертью, когда кто-то из моих пациентов совершает самоубийство. Это тяжело воспринимать со спокойной душой. Давайте признаемся: иногда наши пациенты умирают, и от этого нам может стать грустно.

Слёзы как проявление сочувствия по отношению к пациенту или его родственникам становятся важным психотерапевтическим инструментом. Я не призываю театрально пускать слезу во время любого серьёзного разговора. Однако, слёзы при беседе дают людям понять, что врач максимально вовлечён в ситуацию и сочувствует им, что они для медика не просто болезнь или родственники, отвлекающие от работы. Это важно знать.

Слёзы могут быть пролиты и в общении между врачами. Тогда мы наблюдаем единение и открытость между коллегами, запрос поддержки от тех, кто тебя понимает, кто тебе равен. Получение подобной поддержки - это мощный ресурс для доктора, попавшего в эмоционально сложную ситуацию.

Конечно, наша работа тяжёлая и порой неблагодарная. Если работа своей тяжестью заставляет вас плакать, задумайтесь, что в ней не так и что вы можете поменять в своей жизни, чтобы слезы не стали постоянным окончанием или сопровождением рабочего дня.

Не надо забывать, что доктора это тоже люди. Часто мы испытываем смущение или чувство вины по поводу собственных слёз. Плакать можно. Только встречаясь со своими эмоциями, мы учимся управлять ими. Нельзя игнорировать и задавливать свои боль и печаль, потому что тогда мы теряем способность управлять ими.

Виктор Лебедев, врач-психиатр, руководитель проекта "Дело Пинеля"

медицина, врачи

Previous post Next post
Up