Концерт ко Дню защитника отечества в Исаакиевском соборе вызвал неоднозначную реакцию в Рунете
Концерт в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, приуроченный к отмечаемому 23 февраля Дню защитника отечества, стал одной из самых обсуждаемых тем в российском сегменте интернета.
Дело в том, что один из участников праздничной программы - Концертный хор Санкт-Петербурга - включил в свою программу песню следующего содержания:
«На подводной лодочке с атомным моторчиком
Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн
Пересек Атлантику и зову наводчика:
“Наводи, говорю, Петров, на город Вашингтон!”
Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Все могу за три рубля!»
Песня была написана в 80-е годы Андреем Козловским, и тогда воспринималась как остроумная пародия на советскую милитаристскую пропаганду. Но в контексте военных угроз, посылаемых нынешним российским руководством странам Запада, песня с припевом «Ты гори, гори земля неприятеля!» сегодня воспринимается как воплощение давнишних надежд не только политической элиты России, но и значительной части населения страны.
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» побеседовала с теми, кто воспринял эту песню, как свидетельство нарастания реваншинстских настроений в России, и с теми, кто считает, что этот номер был закамуфлированным троллингом.
«Плохо, пошло и свидетельствует о невысоком уровне вкуса»
Писатель Наталья Соколовская выразила сомнение, что в храме уместно проведение подобных мероприятий. «Я имею в виду не просто концерт классической музыки, а программу, в которую включены номера разной направленности», - поясняет она. Упомянув песню Андрея Козловского, она подчеркивает: «Сама по себе она замечательная, это - замечательный бардовский ернический стеб, совершенно понятный каждому советскому человеку того времени. Но когда она сейчас прозвучала под сводами храма, разложенная на голоса в таком зверски супер-серьезном исполнении, было крайне странно», - считает Соколовская.
И добавляет, что, по ее мнению, это случай может войти в учебники литературоведения как пример использования старых текстов, которые в новой исторической и политической реальности получают иной смысл. «И если не знать, что это было написано в начале 80-х, можно было бы предположить, что это - свежий текст, сочиненный на злобу дня со знанием вкусов и предпочтений нынешней власти и части населения страны», - говорит собеседница Русской службы «Голоса Америки».
И, оценивая финальную часть выступления Концертного хора Санкт-Петербурга (которая, кстати, не была обозначена в программке), заключает: «Это было плохо, пошло и свидетельствует о невысоком уровне вкуса руководителя этого хора. И, конечно, это не должно было звучать в храме, который является одним из символов Санкт-Петербурга».
«Люди с обостренным чутьем улавливают начальственную тенденцию»
С оценкой Натальи Соколовской согласен еще один собеседник Русской службы «Голоса Америки» - доктор медицинских наук, профессор, президент Национального института сексологии Лев Щеглов. «На мой взгляд, получилось паршивенько, очень пошло и глупо. То есть, если это шутка, то у человека, который задумал так пошутить, просто нет представления о юморе, а если это всерьез, то это - серьезная звериная нелепость», -считает он.
При этом доктор Щеглов не считает, что песня о ядерном ударе по Вашингтону является выражением скрытых комплексов или фантазий уязвленной части российской элиты. «Не нужно слишком усложнять. Это - всего лишь лизоблюдское следование тренду, который задается начальством. Дело в том, что и глупые, и не совсем глупые, но бесталанные люди с обостренным чутьем улавливают начальственную тенденцию. А именно: “мы - великие, они там все - негодяи, поэтому даже при самом плохом раскладе они просто подохнут, а мы будем в раю”.
И этот тренд чувствуется даже теми, кто не может оформить его словесно. Поэтому шутить в таком направлении - это все равно как дворовая шпана думает, что если лишний раз пнуть какого-нибудь “очкарика”, то хуже не будет. А вот встать на его защиту и пристыдить гопников - это требует адских сил и большого мужества», - считает Лев Щеглов.
«Уверен, что это не приведет ни к какой войне»
Кстати, в начале 80-х годов, когда была написана песня про «лодочку с атомным моторчиком», бытовали и самодеятельные переделки западных хитов, которые звучали как своеобразная «империалистическая угроза». Например, на мотив песни “Sixteen Tons” пелось «Шестнадцать тонн - опасный груз, а мы летим бомбить Союз». При этом, певшие прекрасно знали, что в оригинале текст совсем другой, что речь в песне шла про печальный удел шахтера-угольщика, и никаких воинственных выпадов в адрес «родины мирового социализма» там нет и в помине.
А политолог, профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Дмитрий Травин припоминает «кавер-версию» на мотив «Голубого вагона»: «Медленно ракета уплывает вдаль, встречи с нею ты уже не жди…» «Я ведь не был империалистом. Мы тогда четко различали официальную культуру и контркультуру. Ни у кого не возникало сомнения, что эта песенка - стеб», - поясняет он.
Точно так же, по мнению Травина, следует относиться и к выступлению Концертного хора Санкт-Петербурга в Исаакиевском соборе в День защитника отечества. «Я думаю, что концерт в Исаакиевском соборе никак не связан с мечтами российского Генштаба, хотя, возможно, он и отражает мечты некоторой части населения страны», - сказал он в беседе с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».
«Я не сомневаюсь, что это была шутка, - продолжил политолог. - И когда я в молодости сам пел подобные песенки, то наш настрой, скорее можно было назвать проамериканским, чем прокремлевским. Потому что, без сомнений, это была ирония - мы иронизировали над тупой советской антиамериканской риторикой, над похвальбой своими ракетами и тому подобными вещами».
Дмитрий Травин замечает, что он может понять реакцию тех людей, которые восприняли пеню про военную атаку на Америку всерьез. «У кого-то, может, и чувства юмора нет, но понимаю и тех, кто при всем чувстве юмора отнесся к этому как к настоящему выпаду. Действительно, мы слышим много мерзостей и гадостей от российских телеканалов, мы слышим, как бряцает оружием Кремль, и мы понимаем, что антиамериканский настрой у современных российских лидеров довольно серьезный.
Хотя я уверен, что это не приведет ни к какой войне, поскольку антиамериканский настрой нужен нашим лидерам для демонстрации своему народу, что мы, мол, находимся во враждебном окружении. И поэтому надо теснее сплотиться вокруг лидеров, которые уже 20 лет нами правят», - подытоживает Дмитрий Травин.
https://www.golos-ameriki.ru/a/bombs-for-washington/4804822.html