Бельведер, музей потерявший свое лицо
Оригинал взят у
![](https://l-stat.livejournal.net/img/userinfo_v8.svg?v=17080?v=300.1)
virginian в
Бельведер, музей потерявший свое лицо История Бельведера восходит к 1903-му году, когда в оранжерее Нижнего Бельведера открылась «Современная галерея», представившая картины современных австрийских художников. Решающую роль в этом сыграло основанное в 1897-ом году объединение художников "Сецессион". Именно по настоянию членов стремительно набиравшего популярность Сецессиона был открыт новый музей. В честь открытия новой галереи художники передали в ей в дар ряд своих своих картин и скульптур. В 1909 г. "Современная галерея" была переименована в «Королевскую австрийскую государственную галерею». В конце Первой Mировой войны галерею снова переименовали, после отстранения императора Карла она стала просто "Австрийской галереей". Именно в этот период галерея сделалa свои самые значительные приобретения, в том числе картины Густава Климта и Эгона Шиле. Климт стал лицом музея, к 2000-му году в галерее экспонировались 33 его работы.
Со временем основная коллекция переместилась в Верхний Бельведер, Нижний Бельведер теперь используется для временных выставок и других мероприятий.
Все бы хорошо, но добрая половина картин Климта была просто отнята у их владельцев нацистами или "отжата" австрийским правительством уже после войны. Всему есть свой конец, в том числе и с показом картин с таким "провенансом". Начиная с 2001 года коллекция стала худеть, окончательную точку поставила "Золотая Адель", которая стала собственностью Марии Альтман, племянницы Адели Блох-Бауэр.
Не менее удивительные истории происходили и с другими картинами. В 1937 году Альма Малер-Верфель подарила галерее картину Мунка "Летняя ночь на пляже". После аншлюса ее отчим, Карл Молль, забрал ее обратно, а затем...продал ее галерее обратно за 7000 марок. До самой своей смерти в 1964-ом году в Нью-Йорке Альма Малер-Верфель безуспешно пыталась вернуть полотно Мунка, которое она называла самой любимой своей картиной, но безуспешно, австрийское правительство стояло насмерть. Лед тронулся только в 2006, после возвращения Адели, в 2007-ом картину Мунка вернули внучке Альмы.
По иронии судьбы, Карл Молль был одним из основателей галереи, впоследствии ставшим убежденным нацистом и причинившим немало зла.
После волны реституций галерею решили снова переименовать и теперь она называется "Галерея Бельведер". Все произошедшие события имели неожиданный побочный эффект. Пока в судах шли процессы, галерея боялась одалживать картины Климта для других выставок, но теперь, видимо решив, что снявши голову по волосам не плачут, пустилась во все тяжкие и стала одалживать их направо и налево. В результате, мы смогли увидеть всего несколько картин в зале Климта, портрет Сони Книпс, картину "Адам и Ева", знаменитый "Поцелуй" и несколько пейзажей. "Юдифь", "Подруги" и еще несколько интереснейших картин помахали нам ручкой. "Поцелуй" был закрыт толстенным стеклом и очень неудачно освещен, нормально сфотографировать его не удалось.
Климт, Портрет Сони Книпс
Климт, Адам и Ева, 1917/1918
Креативные умы галереи не ограничились раздачей картин, они выступили с концепцией "инновационных тематических залов". Инновация заключалась в перемешивании картин разных эпох, рядом с картинами старых мастеров размещались картины современных художников. Идея не новая, мы уже видели ее реализацию в виде "Машины времени" в Роттердаме, но там хотя бы чередовались залы, а не картины на одной стене. Сами художники и их картины в этом не виноваты, искусство остается искусством, отправляемся в тур по галерее!
Главный зал Бельведера, справа зачем-то выставлен плакат с "Поцелуем"
Хелен Функе, Мечты, 1913
Оскар Кокошка, Художник Карл Молль, 1913
Карл Молль был у истоков Сецессиона, дружил с Климтом и другими художниками, именно ему принадлежала идея создания музея современной живописи в Бельведере. Увы, впоследствии он стал ярым сторонником нацистов и приветствовал аншлюс. Когда советские войска вошли в Вену в 1945-ом, Карл Молль вместе со своей дочерью и её мужем покончил жизнь самоубийством на своей вилле.
Климт, Портрет Марии Кернер как невесты в 1862 году, 1892
Весьма любопытный портрет, муж Марии, профессор ботаники в венском университете Антон Кернер попросил сделать портрет жены по раскрашенной фотографии тридцатилетней давности. Немного необычный заказ для Климта, но его связывали дружеские отношения с семьей Кернеров, он давал уроки живописи двум дочерям профессора и охотно взялся работать над портретом.
Антон Ромако, Портрет Елизаветы Баварской с cенбернаром, 1883
Наверное самый неудачный портрет бедной Сиси, последней императрицы великой империи, хорошо получился только cенбернар
Дань прошлому, Георг Мартин Игнац Рааб, официальные портреты Елизаветы Баварской и императора Франца Иосифа I, 1874
[Франц Йозеф Карл фон Мач, Император Франц Иосиф I на смертном одре]
На картине изображен уставший старик, проживший долгую жизнь, потерявший жену и сына и ввергнувший свою империю, а с ней и весь мир, в убийственную войну.
Георг Меркель, Две обнаженные, 1920
Оскар Кокошка, Лев, 1920
Художник договорился со смотрителем зоопарка, что будет приходить рисовать льва в утренние часы. Поначалу лев вел себя спокойно и не обращал на Кокошку внимания, но потом вдруг бросился в сторону художника со всей яростью. На картине очень хорошо вышел царь природы, охраняющий свою добычу.
Просмотр записи