Материал написан по заданию «
Академії блогослов’я», руководители
jesfor и
klim_ov_ich .
Фондовый рынок в развитых странах существует уже давно. К примеру, старейшая в мире
Нью-Йоркская фондовая биржа была основана в 1792 году. А неорганизованная торговля ценными бумагами в Европе началась как минимум на пару столетий раньше.
Фондовая биржа - место, где эмоции подчас хлещут через край, где нередки стремительные переходы от эйфории к отчаянию и наоборот. На бирже создавались, а чаще - уничтожались огромные состояния. Вследствие того, что участники биржевых торгов чрезвычайно заинтересованы результатами своих действий, они становятся крайне восприимчивы к влиянию любой информации об объекте своей биржевой покупки - как негативной, так и позитивной. Всё это создаёт чрезвычайно благоприятную среду для появления и распространения сплетен и слухов, которые легко могут стать катализаторами
бумов или
крахов.
Что такое слух и каковы механизмы его распространения? Этому вопросу посвящено множество исследований. Рассмотрим эти вопросы в приведенной ниже презентации по материалам статьи Д.В. Ольшанского «
Распространение слухов»:
Слухи и их распространениеСуществует простая эмпирическая формула, указывающая на основные факторы интенсивности слуха (закон Олпорта-Постмена):
Интенсивность = Заинтересованность * Неопределённость информации.
Особенностями трансформации слухов во время их распространения являются:
- «Сглаживание»- исчезновение деталей, несущественных для целевой аудитории;
- «Заострение» - увеличение масштабов тех деталей, которые особенно существенны для целевой аудитории;
- «Адаптация» - трансформация слуха в сторону наибольшего соответствия уровню восприятия целевой аудитории.
Кроме традиционных особенностей, присущих распространению слухов вообще, слухи на фондовом рынке имеют ряд особенностей:
- Избирательное реагирование рынка на получаемую информацию;
- Высокая вероятность восприятия слухов, поддерживающих существующий тренд;
- Резкое реагирование рынка при совпадении информации слуха с ожиданиями целевой аудитории.
Никогда нельзя сказать точно, как биржа отреагирует на тот или иной слух. При разных стечениях обстоятельств он может быть как воспринят, так и проигнорирован. И даже в случае восприятия реакция на слух в разных случаях может быть противоположна в зависимости от того, насколько информация слуха совпала с ожиданиями участников рынка.
К примеру, 26.01.2010 состоялось собрание акционеров
ОАО «Укрнафта», на котором было принято решение о распределении крупных дивидендов (положительная информация). До самого момента проведения собрания было не ясно, состоится ли оно, учитывая опыт срыва нескольких предыдущих собраний. Когда информация о начале собрания просочилась на биржу (совпала с надеждами участников торгов), то в течение нескольких первых часов вследствие спекулятивного ажиотажа цена акции компании выросла на 38%. Бирже пришлось принудительно остановить торговлю данной ценной бумагой.
Другой пример.
ОАО «Укрсоцбанк», один из крупных украинских банков, опубликовал годовую отчётность за 2008 год, где было указано, что банк получил прибыль в размере 791 млн. 795 тыс. грн (положительная информация). Также периодически появлялась информация о поддержке данного банка материнской международной структурой. Тем не менее, вследствие слухов о близком коллапсе банковской системы, вызванной падением курса гривны, данная информация не была воспринята и за период с начала января по конец марта 2009 года стоимость акции банка упала почти в 3 раза - с 0,23 грн. до 0,08 грн.
Существует основанная на наблюдениях закономерность, говорящая о том, что рынок склонен воспринимать слухи, поддерживающие существующую тенденцию и до определённого момента игнорировать информацию противоположного характера. Это означает, что при доминировании настроений роста (т.н. «бычий рынок») в первую очередь будет воспринята и отражена в котировках бумаг положительная информация, а отрицательная - с большой вероятностью проигнорирована. При нисходящей (т.н. «медвежьей») модели рынка всё будет с точностью наоборот.
В итоге в крайних случаях изменения ситуации на рынке доминирует или безудержный оптимизм или непробиваемый пессимизм. В итоге при изменении котировок ценных бумаг возникает взаимодействие составляющих «сигнал» - «шум», где сигнал - фактическая информация, основанная на проверенных данных, а шум - непроверенные предположения, основанные, в первую очередь, на слухах, сплетнях, искажениях, домыслах. Более детально данный характер взаимодействия описан, в частности, в статьях известного российского консультанта Сергея Спирина (
fintraining )
«Сигнал и шум» ,
«Инвесторы и спекулянты» ).
По материалам
http://fintraining.livejournal.com Факты воздействия слухов и сплетен на протекание биржевых процессов можно найти в ряде книг, восходящих ещё к 19 столетию. Так в известной книге «
Наиболее распространённые безумства и заблуждения толпы», написанной в 1841 году, англичанин Чарльз Маккей приводит два примера биржевых бумов с последующим крахом, основанных исключительно на слухах и недостоверной информации: Миссисипский план и биржевая лихорадка во Франции времён Людовика XV (17 век) и
Компания Южных морей в Англии начала 18 века. Интересно, что от последней афёры пострадали такие известные деятели как Исаак Ньютон и Джонатан Свифт.
Множество примеров влияния слухов на биржевую деятельность приводится в другой «хрестоматийной» книге «
Воспоминания биржевого спекулянта», написанной в 20-х годах 20 столетия журналистом Эженом Лефевром по материалам интервью гениального биржевого спекулянта начала 20 века
Джесси Ливермора.
Впрочем, все приведенные ссылки относятся к прошлому. В последние несколько десятилетий информационная модель биржевых отношений претерпела существенные изменения, которые оказали своё влияние и на циркуляцию финансовых слухов.
Период до 80-х годов прошлого века характеризовался недостатком информации, что давал преимущества, в первую очередь, профессиональным участникам рынка (см. к примеру "Адам Смит",
«Биржа. Игра на деньги»). Конец 20-го и начало 21 столетия характерны, наоборот, переизбытком информации. Вследствие этого слухи, которые раньше заполняли информационный вакуум, теперь приняли форму большого количества разнообразных, часто взаимоисключающих, толкований от специалистов и «специалистов» различного калибра. Основной задачей современного инвестора становится не добыча информации как таковой, а фильтрация информационного потока с целью отсеивания ненужных, недостоверных или откровенно провокационных сообщений. С сожалению, информация такого характера составляет не менее 90% общего информационного биржевого потока.
Успешные инвесторы и спекулянты как прошлых периодов, так и современности, едины и последовательны в своём отношении к слухам, сплетням и непроверенной информации. Несмотря на разность торговых подходов, их общим мнением в этом вопросе является: «Для успешной работы на бирже её участник должен избегать недостоверной информации в какой-либо форме и доверять только проверенным данным. При этом участник биржевого процесса должен стремиться использовать необходимый информационный минимум, отсекая всё лишнее, ненужное».
Рекомендованный рецепт действительно хорош, но вера в его поголовное применение участниками торгов является утопией. Как и 100-200 лет назад, основная масса биржевых участников продолжает метаться между двумя эмоциями - жадностью и страхом, что создавало, создаёт и продолжает создавать самую благоприятную почву для прорастания семени слухов и домыслов. Не сомневаюсь, что мы ещё увидим не один биржевой бум и не одну биржевую панику, основанную на непроверенных слухах и домыслах. Рациональному инвестору остаётся только научиться использовать эти колебания в своих интересах.