Серия «Реставрация павильонов ВДНХ». Я привожу названия павильонов так, как они назывались в 1954 году на момент открытия выставки после войны.
Павильон «Латвийской ССР». Фото 2022.
Названия павильона: «Латвийская ССР» (1954), «Физика» (с 1964), до реставрации в бывшем павильоне Латвийской ССР работала Общероссийская общественная организация «Лига здоровья нации», которую возглавлял известный кардиохирург Лео Бокерия. В настоящее время в павильоне разместилась экспозиция «Музея городского хозяйства Москвы».
Павильон «Латвийской ССР». Фото 1954.
Здание павильона № 5 построили в начале 1954 года по проекту архитекторов А.Я. Айварса, В.И. Закиса и К.Я. Плуксне. В 1959 году для увеличения площади к нему был пристроен еще один выставочный зал. Скульптор Л.В. Буковский, главный художник С.А. Гельберг. Латвийские архитекторы, придерживаясь канонов сталинской неоклассики, добавили в архитектурное оформление павильона национальные латвийские орнаменты. Этот памятник архитектуры также отличают черты европейского ар-деко. Центральную часть павильона венчает герб советской Латвии. Центральный фасад, обращённый к фонтану Дружбы Народов, обрамлён строгим портиком с 12 колоннами, которые сгруппированы парами.
Павильон «Латвийской ССР». Фото 1954.
Очень жаль, что до наших дней не сохранились скульптуры Латвийских колхозников по бокам павильона, которые позже были заменены вазонами, которые так же развалились.
Павильон «Физика». Фото 2014. Фото из Википедии.
Портик был увенчан медным карнизом, но в ходе ремонта в 1990-х гг. гербовый щит был уничтожен. Углы портика были отмечены бронзовыми позолоченными коньками носов кораблей, некогда фланкировавшими массивный щит с гербом Латвийской ССР, теперь и коньки и герб снова на месте.
Коньки по сторонам крыши в виде бронзовых позолоченных носов кораблей.
В отделке портика павильона применен кафель, строгая и чуть заметная лепнина фриза и медь в венчающем карнизе, который почти не сохранился, но его полностью восстановили при реставрации. Строгость и изящная простота этого сооружения очень хорошо передаёт национальные особенности народной архитектуры Латвии, с небольшими отголосками ар-деко, которые, безусловно, присутствуют во внешнем экстерьере павильона.
Герб над входной дверью, нет только надписи - Латвийская ССР.
Капители колонн оформлены темно-зелеными изразцами.
Из керамики сделаны и «перехваты» колонн.
Особенно хороши боковые фасады, чьим украшением являются изящные оконные выступы.
Изящные оконные выступы боковых фасадов.
Изысканным украшением павильона являются оконные проёмы, которые были заполнены витражами с пейзажами латвийских городов и сюжетами на сельскохозяйственную тематику, по технике исполнения они напоминают витражи на станции метро «Новослободская», но были демонтированы. Но, сохранились оригинальные рамы и обрамляющий декор.
Но все-таки полихромные витражи вернулись на главный фасад павильона. Как оказалось в 1960 году 9 из 17 витражей были вывезены в Латвию, где они и находятся в настоящее время, а остальные были утрачены. Четыре витража («Рига», «Музей», «Взморье» и «Университет») украшают стены библиотеки одной из гимназий Риги. Еще пять витражей находятся в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее.
Внешний вид найденных витражей, а также собранный архивный фотоматериал, дали полное представление о художественном образе и цветовой палитре, о видах и гамме стекла, которое было использовано, о способе соединения фрагментов и примененных при этом материалах. На данный момент не был найден сюжет только одного витража - «Елгава», но зато было его описание, из которого понятно, что на нем изображен сахарный завод в городе Елгаве. Все это позволило воссоздать витражи методически грамотно и с максимальным приближением к оригиналам.
На главном входе в павильон сохранились совершенно потрясающие резные деревянные двери, которые изначально были украшены янтарем (украшения, конечно, утрачены) с резным латвийским орнаментом из колосьев, диковинных цветов и листьев. Эти двери - произведение декоративно-прикладного искусства - их специально изготовили по проекту художника В.Я. Тилтиньша к открытию павильона в 1954 году.
К настоящему времени проведены все работы по реставрации этих уникальных дверей. Полотна из монгольского дуба снова инкрустированы, но, к сожалению, только имитацией янтаря. Кроме того, реставраторы воссоздали все утраченные металлические накладки.
Центральный вход в павильон №5.
Резные деревянные двери. Фрагменты.
Войдем теперь через эти прекрасные двери внутрь павильона и рассмотрим воссозданные интерьеры.
Вводный зал. В этом зале в первую очередь отреставрировали люстры-ромашки, которые украшали его более 60 лет, ведь луговая ромашка считается национальным цветком Латвии.
Вводный зал. Потолок с люстрочками-ромашками.
В стильной отделке интерьера вводного зала ощущается приверженность европейскому ар-деко, где использована художественная керамика, майолика и бронза. Во вводном зале была найдена роспись на плафоне и фризе, который его обрамляет. Прежде она была скрыта под слоями краски. Когда краску смыли, то оказалось, что плафон расписан под рогожку, а на фризе изображен орнаментальный рисунок из дубовых и лавровых листьев, колосьев и лент, которые образуют плавную волну.
Колонны, плафон и фриз Вводного зала.
Оформление колонн во Вводном зале сохранилось практически в идеальном состоянии. Живописный декор удалось обнаружить при демонтаже фанерных фальшстен. Стволы колонн оказались перетянуты несколькими чеканными поясками из меди, а сами колонны расписаны под природный камень.
Все люстры вводного зала также отреставрированы.
Вводный и Центральный залы соединяют два арочных прохода. Эти арочные проходы расписали к открытию экспозиции Латвийской ССР в 1954 году. Роспись просуществовала до 1960-х, пока павильон не перепрофилировали под экспозицию «Физика». Тогда одну часть уникального декора закрасили, а другую закрыли листами фанеры.
Арочный переход из Вводного в Центральный зал.
Центральный зал. В Центральном зале были найдены два из четырех сюжетов авторской живописи: участки стен оказались украшены росписями в технике гризайль и целиком покрыты трафаретным рисунком. В 1954 году они были частями выставочных стендов.
Центральный зал.
Авторская живопись в стиле гризайль в центральном зале: две верхних композиции - оригинальные, две нижние - воссозданные.
Первый сюжет был найден под листом фанеры и сохранился практически без повреждений: это композиция из колосьев злаковых культур и клевера. Второй был много раз перекрашен, его раскрыли и в местах утрат авторского красочного слоя выполнили тонировку: композиция посвящена наукам (физике и химии) - изображены микроскоп, стеклянные колбы и книги. Два оставшихся сюжета воссоздали заново. Для этого были созданы их эскизы в натуральную величину, а затем с помощью кальки рисунок переносили на подготовленную основу, после чего он дорабатывался в цвете и манере авторской живописи. На одном из сюжетов изображены цветки клевера, а на последнем, четвертом, представлена композиция из национального музыкального инструмента, дубовых листьев и свитка.
Вот такой веселенький декор стен Центрального зала.
На основании архивных данных, а также по фотоматериалам воссозданы все 18 полностью утраченных осветительных приборов павильона. Это два настенных бра и две люстры боковых частей Вводного зала, а также 12 люстр-корзин и две большие люстры-ладьи Центрального зала. На них присутствуют детали национально-растительной орнаменталистики - это цветы, листья, ленты и колосья. Конечно, это копии, но посмотрите - как они прекрасны.
Люстры-Ладьи в павильоне Латвийской ССР поражают воображение. Фото 2022.
Люстры: слева - Центрального зала, справа - Вводного зала.
По выявленным фрагментам и авторским чертежам также восстановили покрытие полов метлахской (малоформатной фарфоровой цветной) плиткой.
История экспозиции: Первая экспозиция павильона была посвящена культуре, сельскому хозяйству и промышленности Латвийской ССР. В частности, в павильоне выставлялись модели электропоездов Рижского вагоностроительного завода, автомобили ПАФ, продукция мебельных и текстильных предприятий. В 1964 году, при переходе ВДНХ на отраслевой принцип, павильон получил название «Физика», и стал головным в разделе «Наука», который охватывал экспозиции по биологии, химии, здравоохранению, атомной энергетике, гидрометеорологии и космосу. Большой раздел экспозиции был посвящен квантовой электронике. Помимо этого, в павильоне демонстрировались, например, аппарат для выращивания монокристаллов рубина и детандерный ожижитель гелия.
В ходе ремонтно-реставрационных работ 2018 -2022 гг. павильону вернули как исторический архитектурный облик, так и первоначальное назначение - музейно-выставочное: теперь здесь разместился «Музей городского хозяйства Москвы», кстати, очень интересный.
Макет Москва-сити в «Музее городского хозяйства Москвы».
Использованные источники:
https://дворцы-сады-парки.рф/na-vdnx-najdeny-vitrazhi-cherez-pol-veka;
https://wi-fi.ru/;
https://mospravda.ru/2021/11/25/287617/.