Музей архитектуры им. А.В. Щусева показал уникальную выставку цветных диапозитивов. Экспозиция «Цветные осколки империи» - редкий комплекс, состоящий из более 200 раскрашенных вручную диапозитивов с видами Москвы и других регионов Российской империи, сделанных в период 1900-1910-х годов Карлом Элофом Берггреном, шведским военным, офицером Генерального штаба.
Вид на остров Балчуг. Москва. Фото 1900-е.
Берггрен служил в миссии шведского Красного Креста на территории Российской империи около 10 лет. Он был влюблен в страну, прекрасно владел русским языком и много путешествовал, открывая и исследуя самые укромные уголки Российской империи. Будучи энтузиастом фотографии, во время своих поездок он создал настоящую фотолетопись жизни России начала XX века.
Сюжеты представленных изображений чрезвычайно разнообразны. Особый интерес представляют многочисленные цветные виды Москвы 1900-х годов. Они составляют почти половину коллекции - 90 диапозитивов. Знание Москвы и интерес к ее древностям и колоритной повседневной жизни позволяют предположить, что К.Э. Берггрен жил в городе какое-то время и многократно в него возвращался. В архиве сохранились панорамные съемки с колокольни Ивана Великого, виды Кремля и Москвы-реки, изображения многих достопримечательностей. Точные кадры архитектуры соседствуют с непосредственными картинами городского быта. Представлять виды Москвы не буду - они хорошо известны, а вот фото городской жизни очень интересны.
Разносчик на Театральной площади. До 1908.
Лавки московского рынка. 1900-е.
Грибной рынок в Москве. 1900-е.
Грибной, или Постный, рынок открывался на первой неделе Великого поста.
Торговец пирожками и сборщицы милостыни. 1900-е.
Деревенский магазин. 1900-е.
Вербный торг на Красной площади. 1900-е.
Продавцы птиц на Воскресенской площади. 1900-е.
Часовой. 1900-е.
Часть архива повествует о крымских достопримечательностях. Мне было интересно сравнить старые фотографии с современными видами этих мест.
Постройки Ханского дворца в Бахчисарае. 1900-е.
Вид на Северные ворота Ханского дворца и Свитский корпус со стороны внутреннего двора. Дворец, строительство которого началось в XVI веке, служил резиденцией крымских ханов. Большинство зданий были возобновлены после пожара 1736 года; в 1820-е годы многие постройки были поновлены, а часть верхних - снесена. С 1900 по 1908 год проходило научное изучение дворца и формирование музейной коллекции. Сейчас восстановлено все.
Ханский дворец в Бахчисарае. 2016.
Свято-Климентовский Инкерманский монастырь. 1900-е.
Древний пещерный монастырь основан в VIII-IX веках у подножия Монастырской скалы. Наверху видны развалины оборонительных сооружений греческой средневековой крепости Каламита. Восстановление Инкерманского монастыря началось в 1850-е годы. В скале балконом и фронтоном обозначена древнейшая пещерная церковь Святого Климента, возобновленная в 1852 году. В центре - церковь святого Пантелеймона (1894-1895).
Церковь святого Пантелеймона Свято-Климентовского Инкерманского монастыря. 2019. Фото с сайта Мой Крым - Севастополь.
Башня на вершине генуэзской крепости в Балаклаве. 1900-е.
Донжон Генуэзской крепости (Чембало), начало строительства - середина XIV века. Был частично разрушен в период Крымской войны (1853-1856).
Башня генуэзской крепости в Балаклаве. 2017. Фото Анатолия Гончарова.
Чрезвычайно интересна серия диапозитивов с видами Туркестанского края, которая включает изображения древних построек Самарканда и Бухары.
Площадь Регистан у главных ворот крепости Арк в Бухаре. Около 1900.
Площадь Регистан раскинулась перед входом в древнюю цитадель Арк. Бухара с 873 по 1005 год была столицей Саманидского государства. С XVI века - столица Бухарского ханства, в 1756 году ставшего Бухарским эмиратом. В 1873 году стал протекторатом Российской империи. Арк - крепость в центре города и сосредоточие власти эмира. Ее создание относят к V-VI векам. Крепость многократно разрушалась и вновь отстраивалась. Ворота цитадели украшены двумя башнями и террасой.
Неприступная крепость Арк в Бухаре. 2020. Фото с сайта компании Suntravel.
Крепость Арк в Бухаре. Около 1900.
Жилые здания Бухары - сартской архитектуры, без окон на улицу.
Медресе Тилля-Кари на площади Регистан в Самарканде. Около 1900.
Медресе построено в 1646-1660 годах. Главный вход со стрельчатой аркой сильно пострадал после землетрясения. К началу ХХ века после реконструкции портала исчез его изразцовый декор. Сейчас декор полностью восстановлен.
Медресе Тилля-Кари в Самарканде. 2018. Фото NastyaKostyanova.
Самарканд. Около 1910.
На фото медресе и мечеть Надир Диван-беги (1630-1636). Портал мечети украшен спиралевидными колоннами. Купол мечети обрушился в XIX веке после землетрясения. Медресе сильно пострадало во время землетрясения 1907 года. Вдали - развалины комплекса Биби-Ханым (1399-1404).
Мечеть Надир Диван-беги. Самарканд. Фото 2016.
Восстановленная мечеть Биби-Ханым. Самарканд. 2015. Фото с сайта
https://www.thousandwonders.net.
С тщательностью офицера и упорством первооткрывателя Берггрен зафиксировал культурные, социальные и политические коды времени, пронизанные решительным оптимизмом общего настроения империи и пока едва уловимой динамикой нового века. Краски, которыми фотограф насыщает свои снимки, переводят прицельную документальную съемку в систему художественных координат, где навечно застряли те, кто попал в объектив фотографа. Хор неожиданных голосов, сонм рутинных звуков, множество различных ракурсов, порой весьма неожиданных, неровность общего фона, прозрачность цвета, ощутимость холода, плотность снега, фактура тканей или грубость подошвы солдатского сапога, топот лошадиных копыт по Красной площади - все изучено, тщательно воссоздано, переосмыслено и перекодировано фотографом, и потому так осязаемо.
Рядовые события в объективе фотографа преломляются в непривычном ракурсе, исследуются и приобретают цвет, которого еще долго не будет в фотографии. Фрагменты времени, в которые нас переносят диапозитивы, невозможно осознать как единое целое. Все они - осколки другого мира, других социальных сред, другой эпохи.
Карл Элоф Берггрен с вдохновением и мастерством художника передал дух своего времени, уловил настроения последних лет империи, оставил уникальную историческую память о событиях, местах и лицах.