В Музее русского импрессионизма выставка «Место под солнцем. Беньков/Фешин». Спустя более чем 90 лет, работы Павла Бенькова и Николая Фешина - талантливых художников и друзей, чью жизнь на «до» и «после» навсегда разделила эмиграция, - снова вместе.
Конец XIX века, Казань. В художественной школе встречаются два талантливых студента - Павел Беньков и Николай Фешин - и становятся друзьями. Как вспоминал Фешин, оказавшись без поддержки родителей, они жили вместе «в одной комнате в старом нежилом доме в очень неприглядном месте на чае, хлебе и молоке».
Успешно окончив школу в 1901 году едут вместе в Петербург, поступают там в Академию художеств. Фешину посчастливилось попасть в класс к Илье Репину, а Беньков учился в мастерской Дмитрия Кордовского. Уже в это время каждый из них приобретает собственное лицо. Беньков получает среди однокашников прозвище «Тициан» за повышенное внимание к цвету. Колорит Фешина - благородно-сдержанный, с редкими вкраплениями ярких цветов. Отучившись, возвращаются в Казань и начинают сами преподавать в той же школе, которую окончили.
После революции, Гражданской войны, пережитых потрясений, болезней, голода каждый из них искал свое место под солнцем, где мог бы свободно творить. И каждый по-своему решил вопрос «Уехать или остаться?»: Николай Фешин (1881 - 1955) эмигрировал в 1923 году в США, а Павел Беньков, оставшийся на родине, поселился в Узбекистане.
На выставке Восток встречается с Западом. Весенние акации Самарканда - рядом с шумными волнами калифорнийского побережья. Восточные базары и минареты старой Бухары - рядом с сочными натюрмортами и жанровыми сценками в нью-йоркских квартирах. Традиционный уклад узбеков на фоне хаузов с питьевой водой и городских каналов-арыков - рядом с контрастным, колоритным бытом индейцев Северной Америки.
Николай Фешин. Автопортрет. 1920. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Николай Фешин. Портрет Павла Бенькова. Не позднее 1923. Холст на картоне, масло. ГТГ.
Каждый из художников в начале 1920-х написал портрет друга. Но к настоящему времени сохранился только потрет Бенькова кисти Фешина, а вот портрет Фешина кисти Бенькова не обнаружен.
Казанский период Павла Бенькова и Николая Фешина
«Художнику нет покоя, он должен работать днем и ночью, и даже во сне» - П. Беньков.
«На мой взгляд, для достижения чего-либо действительно ценного в искусстве одной человеческой жизни не достаточно» - Н. Фешин.
«Художник умирает, когда теряет самокритику, когда все сделанное начинает удовлетворять себя самого». Н. Фешин.
Я спросил Фешина: «Как вы относитесь к солнечному дню в живописи?». Он прямо ответил: « Я не люблю солнечный день». Я был поражен, но потом мне стало понятно, что Фешин и Беньков в восприятии мира были совершенно различны. Фешин любил серебро, серебристый свет и в передаче его был необычайным мастером, а Беньков любил солнечный свет. Но это различие не мешало им дружить, они всегда охотно выставлялись вместе на выставках - Павел Радимов, художник.
Николай Фешин. Катенька. 1912. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Для Фешина время перед революцией, с 1911 по 1917 - это период написания многочисленных портретов: известных людей, родных и близких, учеников и учениц школы, друзей и их детей.
«Портрет Катеньки», прежде всего, обращает на себя внимание необыкновенно большими голубыми глазами героини. Девочка кутается в шаль или плед, рука прижимает какую-то игрушку. Изящно, по-фешински неповторимо выписано нежное личико, схвачен взгляд не по-детски серьезных глаз. А дальше - тайфун, весь остальной контур как будто хаотичное наполнение холста красками. Но это кажущееся - автором всё продумано и гениально четко исполнено. В работе над портретом видна увлеченность Фешина импрессионизмом, в каждом мазке чувствуется динамизм, легкость, размашистость. Николай Фешин моментально схватывает суть модели, портрет Катеньки получился очень проникновенный, выразительный, душевный. Художник не любит «гладкую» живопись, его мазки рельефны и красочны. Благодаря этому, картина приобретает объемность и одновременно воздушность.
Павел Беньков. На террасе. 1913. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
А картина «На террасе» была написана в селе Васильево, где Беньков снимал дачу. Пленэрное полотно передает красоту жизни на природе, а палитра и мотив с фигурой мечтательной девушки напоминает о лучших работах Константина Коровина.
Павел Беньков. Стамбул ночью. 1914. Холст, масло. Частное собрание.
Павел Беньков. Усадьба. 1914-1916. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Павел Беньков. На Волге. Ташёвка. 1914-1915. Холст, масло. Частное собрание.
Николай Фешин. Портрет В.С.Богатырева. 1916. Музей-квартира И.И. Бродского.
Николай Фешин. Зимний пейзаж. 1917. Картон, темпера. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Павел Беньков. Портрет Т.А. Поповой. Конец 1910-х - начало 1920-х. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Т. Попова - это первая любовь Александра Родченко, который в 1911-1914 годах учился в Казанской художественной школе у Николая Фешина.
Павел Беньков. Поздняя осень. Сад Эрмитаж. 1920-е. Холст, масло. Частное собрание.
Павел Беньков. Портрет историка П.В. Траубенберга. 1926. Холст, масло. Частное собрание.
Павел Беньков. Старьевщик (Старик татарин). 1925-1926. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Павел Беньков. Портрет жены. 1925-1926. Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан.
Узбекистан Павла Бенькова. В Казани мастерство Бенькова, тонко чувствующего эмоциональную силу цвета, все возрастало. Но к концу 1920-х годов обстановка родного города перестала вдохновлять живописца. Он ищет сюжеты, которые позволили бы ему раскрыть свой дар колориста. Как театральный художник, Беньков интересовался восточным костюмом и декоративным искусством. Возможно, именно это побудило его отправиться в Среднюю Азию, в Узбекистан, наполненный солнечным светом, пропитанный яркой и пёстрой романтикой восточного, раскрепощенного революцией быта. Из всех городов Узбекистана для первого знакомства Беньков выбирает один из самых колоритных - Бухару.
Павел Беньков. Крытый базар в Бухаре. 1920-1930. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Бухарский период в творчестве художника окажется особенно плодотворным. Беньков не изменит своим излюбленным приемам, но именно здесь с особой полнотой и силой раскроется его дар видеть цвет.
В Бухаре Бенькова заинтересовали оживлённые крытые базары. Они строились на перекрестках торговых дорог и перекрывались куполами, которые закрывали торговцев и покупателей от беспощадных лучей солнца. В картине «Крытый базар в Бухаре» художник искусно передает прозрачный полумрак под куполом, массивность старинной архитектуры 16 века и сочность одежд узбеков. Эффекты солнечных лучей, проникающих под купола с разных сторон, особенно увлекали Бенькова. Как и большинство своих полотен, эту работу художник начинал писать на пленэре, а затем доделывал в мастерской, используя для этого натурщиков и реквизит.
В 1930 году Беньков окончательно переехал из Казани в Самарканд. Новые темы, свет и краски Востока требовали нового художественного воплощения. Заметно меняется живописный почерк Бенькова, ярче проявляются его импрессионистические интонации. Он пишет широко, свободно, живописные решения становятся декоративнее, палитра - светлее, богаче, насыщеннее. В 1930 году в Самарканде открыли художественный техникум, куда Павел Беньков поступает работать преподавателем живописи. В 1931 году он покупает небольшой дом на окраине, отныне связав свою жизнь с городом, который он с такой любовью изображал в своих произведениях.
Павел Беньков. Хауз с водоносами (Ляби-хауз). 1929. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Хаузы - городские водоемы с питьевой водой - художник запечатлел на нескольких полотнах. У центрального бухарского Ляби-хауза Беньков подолгу наблюдал за тем, как водоносы набирают воду в кожаные бурдюки и разносят ее по домам. Это была уходящая натура: в 1920-1930-е годы хаузы посчитали источниками инфекции и стали осушать.
Павел Беньков. Девушка-хивинка. 1931. Холст, масло. ГТГ.
Павел Беньков приезжал в Хиву, где наблюдал работу наряженных в яркие одежды ткачих: они напоминали ему о виденных в Испании «Пряхах» Веласкеса.
Павел Беньков. Старая Бухара. 1931. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Павел Беньков. Минарет. 1931. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Павел Беньков. Пейзаж. Этюд к картине «Красная кавалерия в горах». До 1938. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Беньков часто пишет картины на темы, традиционные для социалистического реализма: новый социалистический быт, образ советского трудящегося человека, строителя новой жизни. В белой чалме, седобородый, с живыми и умными глазами, пожилой колхозник изображён в момент, когда он, закончив свою работу, привычным движением закидывает тяжелый кетмень на плечо. Фигура ударника больше натуральной величины, что придает образу весомость и монументальность.
Павел Беньков. Портрет ударника. 1940. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Пейзажи 1940-х годов полны ясной гармонии, тишины и элегического покоя. Страсть и темперамент бухарского периода сменились мудрым, прощальным взглядом на мир, который он так любил. В изображении природы главными становятся два мотива - весна и осень, расцвет и угасание.
Павел Беньков. Весна. 1943. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Павел Беньков. Улица с арыком. 1944. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
В суровые дни войны Беньков, которому было уже за 60, продолжает активно писать. Через состояние природы, настроение людей, изменения, внесённые войной в привычные будни города, художник выражает свое душевное волнение, откликается на происходящие события. Художник говорил: «Хочу заставить и пейзаж работать на войну, пейзажем помогать борьбе с фашистами».
В последние годы войны здоровье Бенькова резко ухудшилось, он стал все реже выходить в город, но работал по-прежнему много, используя всё доступное пространство и время, которое отпускала ему болезнь. В этот период Беньков редко обращается к многофигурным композициям, всё больше показывая на полотнах группы из двух-трех человек, изображенных в привычных для них условиях: в живописных двориках, возле водоемов и колодцев.
Павел Беньков. Регистан. Акации ранней весной. 1946. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Павел Беньков. Дворик. Самарканд. 1946. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
Павел Беньков. Дворик. 1947. Холст, масло. Собрание Государственного музея Востока.
Павел Беньков. У арыка. 1947. Холст, масло. ГТГ.
В таких холстах, как «У арыка», Бенькову с большой поэтичностью удается выразить гармонию взаимоотношений человека и природы, передать ощущение красоты и счастья мирной жизни, наполнившее советских людей после окончания войны. На картине оживленно беседуют молодые узбечки, собравшиеся у водоема, чтобы наполнить водой принесенные с собой сосуды. Художник живо передал в этом полотне движения и позы женщин, их непосредственность.
Художник умер на 70-м году жизни после продолжительной болезни. В Самарканде его запомнили как местную легенду: грузный «барин» с тросточкой, который разъезжал по городу на тарантасе и покупал на свои деньги холсты студентам.
Продолжение в следующем блоге -
Место под солнцем. Беньков/Фешин. Продолжение.