Каждый год перед Новым годом мы посещаем Музей декоративного искусства (МДИ), где в преддверии праздника всегда проходят интересные выставки. И в этом году музей порадовал сразу двумя экспозициями: «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки» и «Формула Гжели».
Выставка «Во всем блеске. Хрусталь от формы до огранки» представляет знаковые образцы стекла и хрусталя XVIII-XXI веков в сопровождении работ художников авангарда, оттепели и современности. Экспозиция в восьми разделах выстроена как путь создания предмета: от состава стекольной массы и определения формы будущего изделия до его художественной обработки.
Состав. Хрусталь - стекло с повышенной прозрачностью за счёт добавления оксида свинца (или бария). Впервые хрусталь начали изготавливать в Англии в XVII столетии, а в XVIII веке его производство освоили и в России. Изделия из хрусталя выпускались на Императорском стеклянном заводе в Петербурге и Гусевском хрустальном заводе во Владимирской губернии. Позже заработали ещё два предприятия - Николо-Бахметьевский хрустальный завод под Пензой и Дятьковский хрустальный завод недалеко от Брянска.
Мария Кошенкова. Серия “Strange corps”. 2023. Стекло. Частное собрание.
Этот раздел иллюстрирует скульптура Марии Кошенковой - процесс рождения стекла из жерла печей.
Цвет - от золота к рубину. В начале освоения производства гораздо проще было получать цветное стекло, цветовая палитра которого определялась примесями оксидов металлов или специально подобранным красителям.
Красители стекольной массы. - С. Фролова, В. Симонова. Небесный цветок. 2024. Хрусталь б/ц, голубой. Гусевский хрустальный завод им. А. Мальцова.
В России опыты по окрашиванию стекольной массы проводил Михаил Ломоносов, добившийся получения стекла и хрусталя различных оттенков благодаря добавкам дорогих или драгоценных металлов. Так рубиновый оттенок стеклу придавало золото, а жёлтый - серебро. Позже процесс удешевили: для достижения красного цвета использовали медь, а жёлтого - хром.
Ваза. 1840-е. Стекло «медный рубин», бронза. - Е. Яновская. Графин из сервиза «Адам». 1975. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц и цветной хрусталь. Оба: МДИ.
Эксперименты с составом и цветом стекольной массы продолжались химиками и стекольщиками и в ХХ столетии. В 1950-е годы на Ленинградском заводе художественного стекла (ЛЗХС) было разработано сульфидно-цинковое стекло молочных тонов, известное как «русское чудо». Прозрачность его тона варьируется от опаловых оттенков до плотных.
В. Касаткин. Декоративная композиция «Петроград». 1977. Гусевский хрустальный завод. Б/ц и цветной хрусталь. МДИ.
Ольга Трейвас. Acorn-shaped box. 2024. Гусевский хрустальный завод им. А. Мальцова. Хрусталь. Собственность автора.
Советские мастера также экспериментировали с венецианской техникой миллефиори (тысяча цветов).
А. Степанова. Декоративные вазы «Миллефиори». 1984. Львовская экспериментальная керамико-скульптурная фабрика ХФ УССР. Цветное стекло, миллефиори, гутная техника. МДИ.
Форма - от банки к бокалу. На этапе формовки изделия самые популярные техники - выдув, моллирование, гутничество. Для тиражных изделий широко используется метод прессования.
Б. Смирнов. Ваза из композиции «Стеклодувы». 1961. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц стекло, гутная техника. МДИ. - Юрий Пименов. На стекольном заводе. Около 1930. Обложка Журнала «Красная панорама». №1, 1930. МИРА коллекция.
А. Степанова. Набор для вина «Матрёшка». 1965-1967. Дятьковский хрустальный завод. Б/ц и цветное стекло, гутная техника, люстр, гравировка. МДИ.
Бокал. XIX в. Дятьковский хрустальный завод. Хрусталь, прессование, матирование. - Шкатулка с крышкой. 1900. Частный завод. Голубое стекло, прессование. Оба: МДИ.
А художница Мария Пухова работает с хрустальной крошкой, формуя скульптуры и рельефы в технике пат-де-вер (стеклянная паста).
Мария Пухова. Раковина. 2024. Пат-де-вер, хрусталь. Собственность автора.
Узор - кусты и сеточки. В XVIII-XIX веках орнаменты для стекла и хрусталя разрабатывались в России на основе узоров европейских мастеров-гранильщиков, однако с развитием стекольного дела росло и число авторских уникальных рисунков.
Елизавета Бём. Набор для водки в псевдорусском стиле. 1885-1897. Дятьковский хрустальный завод Мальцовых. Зелёное стекло, роспись цветными эмалями. - Д. Мачнева. Декоративное блюдо из серии «Цирк». 1988. Цветное стекло, гутная техника, роспись цветными эмалями. Оба: МДИ.
Узоры часто отвечают стилю эпохи: в конце XIX века появились расписанные «под лубок» и «под старину» предметы из хрусталя и стекла.
В ХХ веке новое прочтение получила техника филигрань («венецианская нить»).
Б. Ерёмин. Кувшин и стакан. 1977. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц хрусталь, «венецианская нить», гутная техника. МДИ.
Лев Сморгон. Пластина «Рыба». 1970-е. Б/ц стекло, роспись. МДИ.
Грань - от алмаза к бриллианту. Хрусталь гранят при помощи дисков с алмазными кромками - отсюда и название «алмазная грань». Традиционное строгое гранение XIX века было переработано в советское время. Создавали художники и свои собственные фантазийные рисунки.
Алексей Крученых, Велимир Хлебников. Заумники. 1921. Автор обложки А. Родченко. МИРА коллекция. - Е. Яновская. Блюдо из набора «Кессоны». 1971. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц хрусталь, алмазная грань, гравировка. МДИ.
Кристаллизация узора в хрустале заставляет вспомнить поиски художников авангарда. Александр Родченко считал линию основой всего и призывал художников отказаться от лишнего, чтобы преодолеть статичность композиции.
Е. Яновская. Блюдо «Павлин». 1973. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц хрусталь, гранение. МДИ.
Е. Рогов. Блюдо «Вечернее». 1966. Гусевский хрустальный завод. - В. Филатов. Декоративное блюдо. 1964. Оба: Хрусталь цветной, гранение. МДИ.
В. Филатов. Блюдо «Море». 1967. Гусевский хрустальный завод. Цветной хрусталь, гранение, гравировка. МДИ.
Среди «хрустальных» работ и керамика современной художницы Ирины Кориной. Глиняный хрусталь - обманка - доказывает мгновенную узнаваемость классической грани.
И. Корина. Хрусталь. 2024. Керамика, глазурь. Собственность автора.
Гравировка - символ и ультразвук. Техника гравировки близка технике огранки, здесь также используется резец с алмазным напылением, но значительно более тонкий. Гравировка выполняется на готовом изделии и относится к холодным видам декоративного стекла.
Лейда Юрген. Декоративная композиция «Папоротник». 1979. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц хрусталь, гравировка. МДИ.
У техники гравировки на стекле и хрустале много общего с гравюрой и офортом.
Л. Смирнова. Декоративная композиция «Первый снег». 1971. Б/ц хрусталь, гравировка, матирование. МДИ. - Сергей Бугаев (Африка). Ребус. 1995. Медная пластина, гравировка. МИРА коллекция.
Лайтбоксы Бродского из серии «Окна и фабрики» напоминают о самом простом и искреннем способе почувствовать себя мастером гравировки - рисование пальцем или гвоздём.
Александр Бродский. Из проекта «Окна и фабрики». 2023. Дерево, смешанная техника, лайтбокс. Собрание Шалвы Бреуса. - Хелле Пыльд. Декоративная ваза «Луг». 1970. Ленинградский завод художественного стекла. Б/ц хрусталь, гравировка. МДИ.
Прозрачность - слой за слоем. Хрусталь лучше любого другого вида стекла пропускает свет. Для усиления свечения готовые изделия из хрусталя тщательно полируют: опускают в смесь кислот. Мастера также часто чередуют матовую поверхность и глянцевый блеск.
И. Мачнев. Декоративная композиция «Посвящается Моранди». 1977. Дятьковский хрустальный завод. Б/ц хрусталь, матирование. МДИ.
Предметы с готическими шлифовками могут быть выполнены из двух слоёв цветного стекла, за которыми скрывается прозрачная основа. Подобный эффект слоистости достигается также травлением кислотами.
Графин и фужер с готическими шлифовками. 1840-1860-е. Николо-Пестровский завод Бахметьевых. Тройное стекло, оптическая шлифовка. МДИ.
В настоящее время травление в стеклоделии практически не используется из-за ядовитых паров - тем ценнее показанные на выставке предметы, решённые в этой технике: узорчатый туалетный прибор и фужер с цветочным орнаментом.
Кружка на ножке. Середина XIX в. Тройное стекло, гутная техника, оптическая шлифовка. - Туалетный прибор. Конец XIX - начало ХХ в. Б/ц стекло с марганцевым нацветом, гранение, травление. Оба: МДИ.
Художница Александра Эстер экспериментировала с прозрачностью в костюмах для театра и кино, задействуя новейший для своего времени целлулоид. А ее подруга знаменитая Вера Мухина даже принимала участие в создании экспериментальной мастерской - будущего Ленинградского завода художественного стекла.
Александра Экстер. Эскиз костюма к фильму «Аэлита» (?). 1924. Бумага, гуашь, карандаш. МИРА коллекция. - Вера Мухина. Ваза «Лотос». 1941. Ленинградская государственная зеркальная фабрика. Б/ц и цветное стекло, гранение. МДИ.
Треск. К большому сожалению, в 1990-е годы стеклоделие оказалось в кризисной ситуации - массово закрывались заводы и сворачивалось производство. Это время иллюстрирует работа Александры Нестёркиной, которая выглядит осколком забытой цивилизации.
Александра Нестёркина. Forgotten Light VII. 2024. Хрусталь, найденные предметы. Собственность автора.
Блеск. Но сегодня хрусталь обретает новую жизнь. Реабилитируются «архивы» из сервантов - хрусталь снова украшает наши столы. Современные художники и дизайнеры также охотно экспериментируют со стеклом и хрусталём.
А пачка папирос с говорящим названием «Кристалл» напоминает о том, что блеск хрустальных граней способен сделать тонкой и изысканной даже самую скромную и утилитарную вещь.
Пачка папирос «Кристалл». ХХ в. МИРА коллекция.
Кураторы выставки: Ольга Трейвас, Елена Коваленко, Анастасия Григорян. Главным партнёром проекта выступила суздальская культурная институция «МИРА» - собрание предметов российского искусства, документов, артефактов, охватывающее период с 1910-х годов по сегодняшний день.