«Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства - конструктивизм», - Владимир Маяковский, 1922.
В Центре «Зотов» выставка «Русское невероятное», экспозиция которой объединяет произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней: древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство. Всего представлено 152 экспоната из 29 государственных музеев, галерей и частных собраний.
Павел Голубятников. Крыши. Этюд. 1926. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
Выставка отвечает на вопросы: что такое конструктивизм, как его понимать, откуда он возник, почему он такой противоречивый. И ответ на них предлагает искать, анализируя особенности пространства, мышления и архетипы, характерные для русского культурного ландшафта. Экспозиция проводит нас путем исканий и открытий художников сквозь подразделы выставки. Пройдем и мы по этим 10 пространствам.
БЕЗМЕРНО. Бескрайнее необозримое пространство, отсутствие видимых границ, своего рода горизонтальная бесконечность формируют русский ландшафт.
Георгий Нисский. Над снегами. 1960. Холст, масло. ГРМ.
НАВЕКИ. Время - важнейший аспект модели мира. Среди художников-новаторов в 1909-1911 годах распространилось увлечение примитивизмом. Народный лубок, подносы и вывески увлекают художников крепкой расцветкой, композиционной выдумкой, плотностью цвета, остроумием и меткостью решений.
Евгений Эвенбах. Студенты. 1922. - Давид Штеренберг. Тетя Саша. 1922-1923. Обе: Холст, масло. ГРМ.
Наталия Гончарова. Деревья. 1920-е. Бумага, пошуар, гуашь. ГТГ. - Кузьма Петров-Водкин. Мадонна с ребенком. «Пробуждающаяся». 1922. Дерево, масло. ГРМ.
С приходом новой власти народные художественные промыслы начали восприниматься как экономически значимые товары. В 1917 году в музейном бюро и Художественно-промышленном подотделе ИЗО работают художники-авангардисты, беспредметники и будущие конструктивисты.
Икона «Апостольская проповедь». XVII в. Дерево, левкас, темпера. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск. - Владислав Некосов (р. 1940). Панно «Обряды и праздники советского села». 1983-1986. Дерево, лак, темпера. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург.
Кружевное панно «Прежде и теперь». 1933. Елец. Всероссийский музей декоративного искусства.
Николай Суетин. Женщина с пилой. Вторая половина 1920-х. Дерево, масло. ГРМ. - Иван Стулов. Игрушка с движением «Рабочий-молотобоец». 1930-е. Село Богородское. Дерево. Всероссийский музей декоративного искусства.
ВОТ-ВОТ. Каждый раз, когда кажется, что вот-вот обнаружится истина, исчерпывающе объясняющая феноменологические основы конструктивизма, открываются новые источники и аспекты этого явления.
Роман Сакин. Лес. 2008. Смешанная техника. Коллекция Антона Козлова, Москва.
В этом разделе нас встречает управляемая скульптура Романа Сакина «Лес»: красные палочки на веревочках, которые рычагами можно устанавливать в самое разное положение. А напротив - икона первой половины XIX века «Всемирный потоп».
Икона «Всемирный потоп». Первая половина XIX в. Дерево, левкас, темпера. Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
ПОСРЕДИ. Основной парадокс творческого мышления конструктивизма - переход от неограниченной свободы воли проектировщика к жестким плановым схемам, а также странный контраст концептуальной сложности мысли с семантической простотой порождаемых ею форм.
Александр Самохвалов. Головомойка. 1922-1923. Холст, масло, темпера. ГРМ. - Франциско Инфанте (р. 1943). Точка в своем пространстве. 1964-1976. Холст, масло. Музей AZ, Москва.
Вячеслав Колейчук. Мёбиус. 1993. Дерево, латунь, металл. Московский музей современного искусства.
ЖИВО. Левые художники и идеологи еще до становления конструктивизма как метода организации жизни заявляли, что «мир должен быть организован». Творцы авангарда сместили фокус внимания с конечного результата - организованного механизма - на процесс организации формы, ее изменение, рост, преобразование.
Павел Филонов. Без названия. 1923. Холст, масло. ГРМ.
Так Павел Филонов выдвигает свой метод органического развития конструкции формы или картины - вечное движение времени адекватно бесконечности процесса работы над произведением искусства.
Иван Леонидов (1902-1959). Проект «Город Солнца»: Площадь народов. 1949. - Памятник последнему солдату, погибшему в последней войне. 1948. Картон, карандаш, акварель, белила. Музей архитектуры им. А.В. Щусева.
Подобно тому как Филонов представляет мир как единую, развернутую во времени и пространстве ткань живого организма, понимает пространство и архитектор Иван Леонидов. В подаче своих проектов он часто черпал вдохновение в древнерусском зодчестве.
Яков Чернихов. Из цикла «Архитектурные фантазии». 1925-1933. Бумага, гуашь, тушь, белила, карандаш. - Из цикла «Архитектурные сказки». 1936. Бумага, гуашь, тушь, лак. Оба: Российский государственный архив литературы и искусства.
А Якову Чернихову удается увидеть прошлое и будущее форм одновременно, проследить их эволюцию, совершить переход от механически организованного пространства к органически созданному.
ВВЫСЬ. С исторической дистанции ясно: конструктивизм потому так взметнулся ввысь, что акцентированные им ценности отвечали вызовам времени. При этом он актуализировал нечто существенное и всеобщее. Творцы авангарда вырастили из статики пространства - вверх спиралями и вовне консолями - идеи о покорении небесного пространства.
Александр Лабас. Дирижабль и детдом. 1930. Холст, масло. ГРМ. - Город будущего. 1935. Бумага, акварель, белила. ГМИИ.
Эрик Булатов. Вверх-вниз. 2012. Холст, масло. РОСИЗО.
В своих проектах супрематисты, рационалисты, конструктивисты делали все возможное, чтобы преодолеть земную гравитацию и оказаться в космической невесомости.
ЛИХО. Эстетика раннего авангарда несет в себе мощный анархический заряд, выраженный в широком использовании принципов провокации и манипуляции. Этот подход заключается в агрессивном вторжении в пространство зрителя.
Эрик Булатов. Свобода есть свобода. 1997-1998. Бумага, карандаши. РОСИЗО.
Юрий Аввакумов (р. 1957). Черный костяной мавзолей. 2008. Домино, стразы Сваровски. Собственность автора.
Но те же принципы манипуляции и провокации можно видеть и в проектах московского акционизма, сибирского концептуализма и ленинградского нонконформизма.
Игорь Макаревич (р. 1943). Избушка Малевича. 2004. Холст, акрил, дерево, лак. Московский музей современного искусства. - Елена Елагина, Игорь Макаревич. Архитектон. Из серии «Грибы русского авангарда». 2008. Дерево, стекло, краска, керамика. РОСИЗО.
НЕУДЕРЖИМО. В русской культуре прослеживается характерная тяга к абсолюту, когда автор в стремлении к реализации идеи, своей личной утопии был готов идти до конца, до полного самоотречения.
Кузьма Петров-Водкин. Фантазия. 1925. Холст, масло. ГРМ.
Такое стремление к выходу за пределы и рамки - опыта, знания, здравого смысла - рождает идею полета как функции, изначально человеку не свойственной. Именно это стремление лежит в основе познания и творчества, именно она отражено в устойчивом языковом сочетании полет фантазии, в наречиях ввысь, неудержимо, запредельно.
Александр Лабас. Летят. Из серии «Авиация». 1979. Холст, темпера. Ярославский художественный музей.
Георгий Кадин. Самолет «Илья Муромец» на врангелевском фронте. 1924. Холст, масло. Собрание семьи художника.
Среди многочисленных образов полёта, которые нам подарил русский модернизм, особое место занимают объекты, созданные художниками-инженерами. Речь идёт о невероятных изобретениях позднего авангарда - «Летатлине» Владимира Татлина и «Летуне» Петра Митурича.
Владимир Татлин. Летатлин. Конструкция аппарата без обтяжки. 1929-1932. Реконструкция Д. Димакова. 2001. Центр Зотов.
Пётр Митурич. Летун. Около 1927. Макет. Дерево, пергамент, металл. Собрание семьи художника.
Юрий Аввакумов. Летающий пролетарий. Из серии «Временные монументы». 1989. Металл, пластиковые фигурки. Коллекция Stella Art Foundation, Москва.
Василий Купцов. Дирижабль. 1933. Холст, масло. Центральный музей Вооруженных сил РФ.
ЗАПРЕДЕЛЬНО. Бесконечность космоса как предельное воплощение идеи полёта была важнейшей темой и для художников русского авангарда, и для искусства 1960-х годов, когда началось время практической космонавтики.
Пётр Беленок. Активное пространство. 1977. Оргалит, эмаль, коллаж. Музей AZ, Москва.
А в конце советской эпохи космос стал восприниматься как выход из идеологической клаустрофобии или воплощением неомодернистского мифа.
Кирилл Лебедев (р. 1984). Звёздное небо внутри нас, моральный закон где-то рядом. 2017. Холст, акрил, смешанная техника. Коллекция Д. Химиляйне, Санкт-Петербург.
ВОПРЕКИ. Как известно, все, что делается в России, делается не благодаря, а вопреки. Лётчик Лев Мациевич в 1910-м году пытался подняться на рекордную высоту на самолёте. Через 8 минут после взлёта аэроплан разломился пополам. Мациевич разбился, упав с высоты 400 метров. Среди свидетелей этого страшного события оказался актёр и бывший чиновник Глеб Котельников. Под впечатлением от аварии он стал изобретателем и два года спустя представил миру опытный образец ранцевого парашюта.
Ольга Флоренская (р. 1960). Смерть авиатора. 1994. Холст, ткань, коллаж. ГРМ.
Первопроходцы, которые идут на риск несмотря на и вопреки, вдохновляют нас лететь за своей мечтой, даже если это небезопасно.
Юрий Походов. В полете. 1985. Бумага, темпера. Музей космонавтики.
С исторической дистанции становится ясно: конструктивизм потому так взметнулся ВВЫСЬ, что акцентированные им ценности отвечали вызовам времени. При этом он актуализировал нечто существенное и всеобщее. Конструктивность обнаруживала себя как глубинная основа творчества ПОСРЕДИ идеологии нового «изма». ВОПРЕКИ выдвинутой первыми конструктивистами теоретически обоснованной единой концепции, конструктивизм «вышел из берегов».
ЛИХО и НЕУДЕРЖИМО каждый из творцов - от Гана до Татлина - стремился целесообразно организовать тот или иной материал - и каждый делал это по-своему ЖИВО. Конструктивизм БЕЗМЕРНО распространил свои принципы на все виды искусства. Конструктивное являло себя как ЗАПРЕДЕЛЬНО универсальное.
Каждый раз, когда кажется, что ВОТ-ВОТ обнаружится истина, исчерпывающе объясняющая феноменологические основы конструктивизма, открываются новые источники и аспекты этого явления. Однако создание универсальности его центральных категорий даёт ощущение его вневременности. И сегодня некоторые художники, архитекторы, дизайнеры чувствуют себя причастными конструктивизму не только как историческому явлению, оказавшему и продолжающему оказывать влияние. Они считают себя приобщёнными к конструктивизму как феномену сущностному, НАВЕКИ и неразрывно включённому в русский культурный ландшафт.
Кураторы выставки: Анна Замрий, Татьяна Шулика, Андрей Чернихов, Александр Ермолаев.