Кукрыниксы

Nov 15, 2024 14:23


B 2024 году исполняется 100 лет с того дня, когда в журнале «Комсомолия» была напечатана первая карикатура Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова за их общей подписью «‎Кукрыниксы».



К этому юбилею в «Манеже» музейно-выставочный центр РОСИЗО представляет выставку «Кукрыниксы», приуроченную к 100-летию образования союза трех художников: Михаила Куприянова (1903-1991), Порфирия Крылова (1902-1990) и Николая Соколова (1903-2000). Эта экспозиция сопоставима по масштабу с прижизненной выставкой художников 1977 года.



Имя «Кукрыниксы» стало не только коллективным псевдонимом, но и символом жанра острой политической карикатуры, принёсшего трём художникам мировую известность. По карикатурам Кукрыниксов можно изучать историю советского государства от его становления до 1980-х годов. На выставке каждый из 10 залов экспозиции посвящён различным периодам творчества художников: 1920-1930-е годы, Великая Отечественная война и участие художников в Нюрнбергском процессе, холодная война…

Творчество Кукрыниксов многослойно. Сарказм сатирической графики, обличительный пафос плаката, беспощадность пародий, шутливая весёлость дружеских шаржей, напряженный психологизм книжной иллюстрации - эту сторону Кукрыниксов мы хорошо знаем. Поэтому я представлю те произведения художников, которые остаются в тени или совсем неизвестны зрителям. Это прежде всего их живописные произведения различных жанров, связанные с очень личными переживаниями и поэтическим настроением мастеров. Лиричность пейзажей, натюрмортов и портретов всех троих художников удивляют нас, привыкших воспринимать Кукрыниксов как остроумных и беспощадных сатириков.



Михаил Васильевич Куприянов учился на литографическом отделении графического факультета ВХУТЕМАСа, где его учителями были Николай Купреянов и Пётр Митурич. Но в понимании искусства живописи Куприянов, как и все Кукрыниксы, многим обязан художнику Николаю Крымову. Наряду с Крымовым большую роль в развитии таланта Куприянова-живописца сыграл Михаил Нестеров, знакомство с которым состоялось в 1942 году.



Михаил Куприянов. Дождь. 1946. Холст на картоне, масло. - Чкаловская улица. 1947. Картон, масло. Обе: ГРМ.

Одним из часто встречающихся сюжетов живописных работ Куприянова является Москва. Тонкий лирик, он ощущает поэзию ритмов большого города с его оживлёнными шумными магистралями, движущимся транспортом, толпами людей.



Михаил Куприянов. Москва. Дождь. Улица Горького. 1950-е. Холст на картоне, масло. РОСИЗО. - Москва. 1946. Картон, масло. ГРМ.

Позже у Куприянова расширяется диапазон образов, возникают новые мотивы, обогащается живописная палитра.



Михаил Куприянов. Паланга. 1968. Картон, масло. РОСИЗО.

Порфирий Никитич Крылов был единственным из троих Кукрыниксов выпускником живописного факультета ВХУТЕМАСа. Ему посчастливилось попасть в среду «бубновалетцев», где его учителями стали Александр Осмеркин, Александр Шевченко и Пётр Кончаловский. Крылов вспоминал: «Осмеркин посвятил меня в тонкости живописи… Шевченко учил технике работы над картиной, уважению к живописному ремеслу, фактуре - нерасторжимой цветовой поверхности… Кончаловский заставлял видеть массами - цельным живописным пятном».



Порфирий Крылов. Рыбы и цветная капуста. 1980. Холст на картоне, масло. ГТГ.

После войны, как и другие художники Крылов обращается к жизнеутверждающим темам: букетам цветов, пейзажи, бытовые сцены. И дальше живопись «тихой жизни» преобладала в его творчестве.



Порфирий Крылов. Букет шиповника. 1952. Картон, масло. ГРМ.

С показанного на Всесоюзной художественной выставке 1952 года камерного лирического натюрморта «Белый шиповник», принёсшего художнику успех у критиков и зрителей, выросла роль цветочных натюрмортов в его творчестве.



Порфирий Крылов. Букет цветов на стуле. 1982. Картон, масло. ГТГ.

Николай Александрович Соколов закончил графический факультет ВХУТЕМАСа. На его творчество оказали влияние Владимир Фаворский, Николай Купреянов, Павел Корин, Михаил Нестеров и Николай Крымов. К занятиям живописью Соколов обратился в 1930-е годы, практически осваивая ее самостоятельно.



Николай Соколов. В Москве. Примулы на окне. 1939. Холст, масло. ГТГ.

Любимым живописным жанром художника был пейзаж: «… У Левитана мы старались научиться мастерству пейзажа-картины, композиционной цельности образа природы. Природа может быть и холодной, и суровой, и мягкой. Вот и приходится художнику осмысливать свои впечатления, уметь почувствовать разные состояния природы».



Николай Соколов. Осень в Абрамцево. 1973. Холст на картоне, масло. Собрание С. Соколова.



Николай Соколов. Ленинград. На Неве. 1951. Холст на картоне, масло. ГТГ.

Также хочу показать совершенно необычные шаржи Кукрыниксов, выполненные в виде фарфоровых статуэток. В 1935-1938 годы художники создают серию скульптурных шаржей на режиссёров К.С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда, композитора С.С. Прокофьева, народных артистов СССР В.И. Качалова и И.М. Москвина.



Кукрыниксы. Дружеские шаржи. 1935-1937. Ленинградский фарфоровый завод. Фарфор, надглазурная роспись. Частное собрание.

Первоначально скульптурные шаржи были созданы в гипсе в 1935 году. Выпускались Ленинградским фарфоровым заводом в 1935-1938 годах (повторялись в 1970-е). Известно, что в 1935 году на ЛФЗ было выпущено 150 портретов-шаржей. Авторские оригиналы хранятся в Театральном музее и музее истории Санкт-Петербурга.



Кукрыниксы. Дружеские шаржи: Режиссёры Константин Станиславский и Всеволод Мейерхольд. 1935-1937.



Кукрыниксы. Дружеские шаржи: Артисты Василий Качалов и Иван Москвин. 1935-1937.



Кукрыниксы. Дружеский шарж: Композитор Сергей Прокофьев. 1935-1937.

Эта серии фарфоровых шаржевых портретов получила золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.



Диплом к золотой медали за фарфоровые шаржи Кукрыниксов на международной выставке искусства и техники 1937 года в Париже. Рыбинский музей-заповедник.

Кукрыниксы, Манеж

Previous post Next post
Up