В Новой Третьяковке - выставка Алексея Моргунова, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника. Как ни странно, это самый первый персональный показ его живописи и графики, да и то, очень небольшой, всего 33 работы. Высокое качество картин Алексея Моргунова всегда отмечалось знатоками, но для широкого зрителя его имя оставалось малоизвестным.
Фёдор Платов (1895-1967). Портрет А.А. Моргунова. 1923. Бумага, чернила, перо. ГМИИ. - А. Моргунов. Автопортрет. 1914. Бумага, черный карандаш, акварель. ГТГ.
Обидно, что большинство из нас знает Моргунова только по известной фотографии-скандалу, и в этом есть страшная несправедливость. Однажды, 1 марта 1914 года, Алексей Моргунов отправился с Казимиром Малевичем на прогулку по Кузнецкому мосту. Прогулка обернулась скандалом - участники движения «февралисты» решили эпатировать почтенную публику, вставив в петлицы одежды деревянные ложки. По нынешним временам этот хэппенинг не звучит так уж шокирующе, но 110 лет назад фотография парочки попала в московские газеты.
Среди главных мастеров русского авангарда фигура Алексея Моргунова выглядит самой неотчётливой и неопределённой, будто окутанной туманом. Его биография типична для основателей движения: он был всегда в гуще событий, участвовал во всех программных выставках, скандальных акциях и диспутах; рецензенты упоминали его имя сразу вслед за лидерами Михаилом Ларионовом, Петром Кончаловским, Ильёй Машковым, Казимиром Малевичем. Но критика 1910-х годов постоянно отделяла его от других новаторов то с оттенком осуждения, то с похвалой. Вот так выразил эту «отдельность» в 1913 году Михаил Ларионов: «…Моргунов представляет из себя очень вялого и дряблого художника, но почему-то желающего преследовать те же задачи, что и остальная группа…». Через два года та же история повторится в отношении Малевича. Рука об руку они шли по пути кубизма и футуризма, придумали алогизм, и вдруг: «Моргунов сдал совсем и пришёл в ужасное состояние». Они не поссорились, но супрематизм Моргунов не принял. Позже нечто похожее будет и с ОСТ (Общество станковистов) и с ОМХ (Общество московских художников).
Многое могли бы прояснить высказывания самого художника, его дневники. Но воспоминания написаны на склоне лет и неполны, тексты статей и выступлений касаются общих вопросов, а не личного творчества. По этим источникам трудно составить представление о том, каким человеком был Алексей Моргунов.
В отличие от своих коллег, поражающих современников своим поведением, речами и видом, он был незаметен на их фоне. Даже иконография его крайне бедна. Долгое время фигурировали только две фотографии, на одной из них Моргунов едва виден, 1914 года. Не менее удивительна скудность мемуарных свидетельств, на сегодняшний день упоминания о художнике укладываются в несколько коротких абзацев.
Например, в воспоминаниях Аристарха Лентулова Моргунов удостоен единственной фразы «грубоватый и нервный человек». Но в воспоминаниях самого Моргунова о ситуации в искусстве 1910-х годов, автор выглядит мыслящим и образованным человеком, умеющим ценить дарования друзей и противников.
Немногие знали, что Алексей Моргунов - сын всеми любимого живописца, мастера лирического пейзажа Алексей Саврасова. Тяжёлое моральное и физическое состояние отца, бедственное материальное положение семьи, не могли не отразится на характере Моргунова. Он не любил распространяться о своём происхождении, и при его жизни этот факт не упоминали в печати.
1909-1912. Конечно, на творчество Моргунова оказала огромное влияние его поездка за границу в 1909 году, когда он, сопровождая мецената Александра Карзинкина, побывал в Австрии, Германии, Италии и Франции. Знакомство с новыми течениями европейского искусства привело к увлечению фовизмом и кубизмом.
А. Моргунов. Дама с собачкой. 1909. Собрание Г.В. Нисина, Москва. - Купальщицы. Начало 1910-х. ГТГ. Оба: Бумага, акварель.
Вернувшись из этого путешествия, Моргунов переживает творческий взлёт. Он расширяет тематический и жанровый диапазон, чувствует потребность в формальном эксперименте. Художник одновременно работает над стилистически и сюжетно разнородными циклами.
Осенью 1910 года Моргунов получил приглашение участвовать в выставке «Бубновый валет». Для выставки художник подготовил ряд новых полотен, совершенно непохожих на свою прежнюю живопись. Они имели заметный «французский акцент». Лучшая из них, «Париж», создана на основе натурного рисунка и при всей условности стиля как-то особенно убедительна.
А. Моргунов. Париж. 1910-1911. Холст, масло. ГРМ.
Изображён дневной, будничный Париж, без памятников архитектуры и эффектов вечернего освещения. Такой столицу Франции писали и импрессионисты, и Пьер Боннар, и другие художники. Моргунов пишет ее как француз - он словно перевоплотился в парижанина, чувствует себя здесь как дома.
А. Моргунов. Натюрморт. 1910-1911. Холст, масло. ГРМ.
А «Натюрморт» - очевидная реплика с работ Анри Матисса из щукинского собрания.
А. Моргунов. Под розовой тенью. 1910 (?). Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
«Под розовой тенью» - почти цитата из картины Анри Ле Фоконье «Маленькая школьница» (1907, Эрмитаж). Но во всех этих работах заметно главное качество художника - чувство художественной меры, соответствие темы и стиля.
Сближение с Ларионовым подвело Моргунова к мысли о национальном жанре. Одним из первых опытов в этом роде стала картина «Чаепитие», на которой изображена внушительная фигура сезанновского типа. После раскола «Бубнового валета» Моргунов примкнул к Ларионову, он выбрал «Ослиный хвост» и некоторое время разделял установки группы. Это сразу отразилось на его живописи. В небольшом пейзаже «Деревенская улица» пространство разворачивается не вглубь, а параллельно холсту и даже замыкается забором; так же плоскостно и лаконично одноцветным пятном трактована крона дерева.
А. Моргунов. Деревенская улица. 1910-1911. Холст на картоне, масло. ГТГ.
А. Моргунов. Цветы. 1911. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
А. Моргунов. Перед грозой. 1910-1911. Холст, масло. Частное собрание, Москва.
А. Моргунов. Дорога в лесу. 1910-1911. Холст, масло. ГТГ.
А. Моргунов. Пейзаж с красным домом. 1910-1911. Холст, масло. ГТГ.
А. Моргунов. Цветы. 1911. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Ещё более показательны его жанровые работы в стиле примитивизма. Это новая тематика опробована в «Чаепитии».
А. Моргунов. Чаепитие. 1911. Холст, масло. ГРМ.
Мясные лавки, трактиры, чайные, простонародные типы - типичный набор ларионовских картин. Живописные приёмы того же происхождения. Парижская синева у Моргунова сменяется сочетаниями жёлтого, белого, зелёного, красного, голубого. Художник пишет легко, свободно, рисуя кистью, давая формы абрисом и опуская детали.
А. Моргунов. Мясная лавка. 1911. Холст, масло. ГРМ.
А. Моргунов. Мясная лавка. 1910-1911. Холст, масло. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
А. Моргунов. Сельский пейзаж. 1-я пол. 1910-х. Холст, масло. ГРМ.
Кстати, начиная с 1910 года Моргунов держал открытую студию для желающих рисовать и писать с натуры натюрморты и обнажённую модель. Находилась она в известном доме-комоде на Остоженке.
Объявление студии А. Моргунова («Моргуновки»). 1910. Бумага на картоне, печать. Собрание А.Д. Сарабьянова.
В 1912 году Моргунов разошёлся с Ларионовым и сблизился с другими «протестантами» - Татлиным и Малевичем. Но о его работах в 1912 и начале 1913 года мы ничего не знаем. В это время Моргунов не участвует в выставках. Сведения о его жизни также очень скудны. Известно только, что он вступил в группу «Союз молодёжи», передал свою студию Татлину, и возможно, совершил поездку в Париж.
1913-1919. Этот период можно назвать временем наибольшей радикализации Моргунова. В 1913-1915 годах он увлечён кубизмом, вместе с Казимиром Малевичем выдвигает концепцию алогизма, работает в стилистике протосупрематизма, но останавливается перед полным исчезновением предметного и образно-ассоциативного начал. Когда Моргунов начал работать в кубистическим стиле, сказать трудно. В ноябре 1913 года Моргунов показывает на выставке «Союза молодёжи» две кубофутуристические картины. В начале 1914 года на выставке «Бубновый валет» он экспонирует ещё семь работ.
А. Моргунов. Цветы. 1913-1914. Холст, масло. ГТГ.
Сближение с Малевичем не было для Моргунова случайным. Любивший и умевший вербовать сторонников, Малевич вовлёк Моргунова во все свои затеи. Временами Моргунов следует классическим образцам кубизма с его тонкой формальной игрой. Например, «Цветы» - лёгкое «строение» в виде букета, распластанного на плоскости и принявшего геометрически правильные квадратные формы, причём ваза нарисована на незакрашенном холсте а-ля Пикассо.
А. Моргунов. Портрет. 1913-1914. Холст, масло. ГТГ.
Но по сравнению с Малевичем, который радикален и прямолинеен, Моргунов никогда не идёт до конца, он выбирает не актуальность проблемы, а верность любимому искусству.
А. Моргунов. Композиция «17-90». 1914-1915. Бумага на картоне, гуашь. ГТГ.
Период 1914-1915 годов ознаменован участием Моргунова в самых скандальных авангардных акциях. Его как будто покинула обычная сдержанность. Время создания алогизма и протосупрематизма было для художника особенным. Композиции 1915 года выглядят настоящим прорывом. Живопись небывало ясная и бодрая. Моргунов реализует идею квадрата как главного модуля нового направления.
А. Моргунов. Картина с буквой «Ю». Середина 1910-х. Холст, масло. ГРМ. - Композиция №2. 1916-1917. Холст, темпера. Калужский музей изобразительных искусств.
Но в отличие от Малевича, моргуновские квадраты не претендуют на статус абсолютного открытия. Это стало причиной нервного срыва осенью 1915 года. Как долго он продолжался, что делал Моргунов в последующие месяцы неизвестно. Но обстоятельства сложились неожиданным образом, В судьбы искусства властно вторглись исторические реалии - в 1916 году Моргунов ушёл на фронт. Война и революция переломили его творческую жизнь надвое.
А. Моргунов. Рисунок. Конец 1910-х. Картон, черный карандаш, акварель. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва.
А. Моргунов. Интернационал искусства. 1919. Эскиз обложки сборника «Интернационал искусства». Бумага, акварель, карандаш. Российский государственный архив литературы и искусства, Москва.
Журнал «Интернационал искусства» был задуман как орган Международного бюро, созданного при отделе ИЗО Наркомпроса, с целью пропаганды нового русского искусства и установления творческих связей с художниками-новаторами из других стран. Издание не было осуществлено.
1924-1929. К сожалению, не известно ни об одном значительном произведении, достоверно относящегося к предшествующему временному отрезку, связанному со становлением ВХУТЕМАСа, с приоритетным развитием художественно-технического образования и критикой станковизма (1920-1923). Понятно, что в начале 1920-х годов изменилась ситуация в искусстве. Моргунов сделал паузу, занявшись педагогикой. Он не бросил живопись совсем, но алогизм и беспредметность ушли в прошлое. Новая эпоха требовала ясности.
А. Моргунов. Окно. 1924-1925. Холст, масло. ГТГ.
Начиная с 1924 года Моргунов отказывается от радикальных взглядов и реализует себя в самых разных живописно-пластических системах от посткубизма и экспрессионизма до неоклассицизма, выставляется с Обществом станковистов (ОСТ), входит в Общество московских художников (ОМХ). Представленные на выставке работы «Окно», «Натюрморт» и «Идущий мальчик» относятся к этому, одному из самых плодотворных периодов Моргунова.
А. Моргунов. Натюрморт. 1926. Холст, масло. ГТГ.
А. Моргунов. Идущий мальчик. 1928-1929. Холст, масло. ГРМ.
Эта картина связана с поездкой Моргунова в Татарстан, где он работал над картиной «В татарской школе» (1929).
В самых общих чертах живопись Моргунова 1920-1930-х годов можно охарактеризовать следующим образом: цвет потерял былую активность, художник сосредоточился на объёмно-пространственных качествах объекта. Изменилась жанровая структура. Пейзаж перестал быть лабораторией формальных исканий, эта роль теперь переходит к натюрморту.
В это время Моргунов, всегда убеждённый станковист, задумывается о монументальных формах. Эти замыслы он реализует в 1930 году в трех картинах с названием «Рабочий». Живопись здесь приобретает новое звучание, жёсткое и волевое - гладкий фон, не несущий никакой информации, лапидарная чёткость форм.
А. Моргунов. Рабочий. 1930. Холст, масло. Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки.
Картина входит в серию из трех работ, две из которых находятся в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого.
1930-1934. В заключительной части выставки представлены поздние работы Моргунова, связанные с периодом заката свободных творческих групп, с организацией первых надгрупповых объединений и, наконец, с формированием единого Союза художников СССР. В это время интеллигенции предлагается новая форма работы - командировки на стройки социализма; утверждается идея прославления человека труда. Пытаясь сохранить профессиональные принципы, художник создаёт собственную пластическую систему, не повторяющие образы, навязанные извне - возникает тема нового пространства. Она проявляется в цикле работ, посвящённых «великим стройкам». Гигантские плотины, диагонально вкомпонованные в холст, величественны и однообразны; их строгие ритмы контрастируют с водной стихией.
А. Моргунов. Днепрострой. 1931. Бумага, акварель. Государственный центральный музей современной истории России.
Характерно, что в индустриальных пейзажах Моргунова совсем нет солнечного света, зелени, ничего нарядного. Моргунова миновал увлёкший многих образ счастья, реального или воображаемого. Люди в этих пейзажах появляются все реже, только иногда мелькнут крошечные, едва заметные фигурки.
А. Моргунов. Химкомбинат. Кемерово. 1934. Бумага, акварель. Государственный центральный музей современной истории России.
А. Моргунов. Нефтепровод в Туапсе. 1934 (?). Бумага, акварель. ГРМ.
Такой финал творчества был бы слишком безрадостным, если бы не маргинальный жанр, в котором Моргунов по-прежнему мог отдаваться свободному эксперименту - натюрморту. Его поздние натюрморты исключительно разнообразны. Но, к сожалению, они не представлены на выставке.
В 1932-1933 годах в Ленинграде состоялись две крупные официальные выставки «Художники РСФСР за XV лет», на которых Малевичу и другим корифеям авангарда предоставили отдельные залы. Но в Москве такой жест был уже невозможен. Здесь всех формалистов втиснули в один зал, где Моргунов показал три и два пейзажа, соответственно. Формально примкнув к победителям, Моргунов по-существу остался вне борьбы и надолго выпал из истории искусства. В настоящее время изучение творчества Алексея Моргунова только начинается.
Прожив скромные 50 года (умер от малярии в один год с Малевичем), Моргунов смог пройти несколько творческих этапов, и каждый из них интересен и достоин отдельной выставки.
Использованная информация: Материалы выставки; Ирина Вакар. Быть со всеми, оставаться собой. О творчестве Алексея Моргунова. Статья в «Алексей Моргунов. Среди первых». Третьяковская галерея. М.: 2024; Буйный в цвете: «Алексей Моргунов. Среди первых» в Третьяковке -
https://iz.ru/1758256/dmitrii-karpiuk/buinyi-v-tcvete-aleksei-morgunov-sredi-pervykh-v-tretiakovke;
https://sammlung.ru/?p=78863.