«Серьёзное произведение есть настоящая радость».
Очень люблю наивное искусство, и потому с большим удовольствием посетила выставку в Артефакт галерее, на которой представлено творчество наивных и полупрофессиональных художников. Все произведения - из московских частных собраний.
Пётр Бронфин. Женщина в синем платке. 2019. Холст, масло.
Феномен наивного искусства уже давно занимает уважаемое прочное место в истории искусства. Французский живописец Анри Руссо и российский Нико Пиросмани, наверное, самые яркие примеры наивного искусства в мире. При советской власти в СССР тенденция ослабления позиций соцреализма и тяга к смелым модернистским и авангардным экспериментам намечается в «оттепельные» 1960-е годы. Тогда особую популярность приобрели ЗНУИ (Заочный народный университет искусств), где проходило платное обучение рисунку и живописи всех желающих. Но помимо прошедших обучение (Леонов, Степанов, Божок, Почтарь, Балян и др.), в изобразительное искусство различными путями пришли другие наивные и в разной степени образованности художники (Устюгов, Шеров, Гаврильчик, Шепа, Зазнобин, Медведева, Лисицкий).
Павел Леонов. Автопортрет. 1999. - Катя Медведева. Автопортрет. 1989. Оба: Из собрания С. Александрова.
Павел Леонов. Изгнание нахлебников с Африки, Америки, Англии, Бельгии, Португалии. 1960-е. Холст, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Павел Леонов. Жраф. Холст, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Катя Медведева. Покос 1999 года. 2002. Из собрания С. Александрова.
Павел Леонов. Мужской портрет. 1960-е. Картон, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Устойчивым объединяющим качеством этого подкупающе трогательного визуального мира служит его основополагающая серьёзность, которая читается буквально во всем: в старательном обращении с материалами, в уважительной передаче привычной предметной натуры, в любовном и вдумчивом отношении к лицам и фигурам людей. Нередко вызывающий у нас весёлую улыбку, этот наивный театр заведомо лишён малейшего намёка на какое-либо поверхностное легкомыслие, язвительную иронию или саркастический гротеск.
П. Зануда. Натюрморт с арбузом. 1930-е. Фанера, масло. Частное собрание.
Владлен Гаврильчик. Руслан и голова. 1997. Холст, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Владлен Гаврильчик. Народная песня. 1986. Картон, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Люся Воронова. Двойной портрет: Тяня и Таня. 2007. Из собрания С. Александрова.
Геннадий Устюгов. Натюрморт. 2007. Холст, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Андрей Карпов. Квадрат Малевича. 2015. Холст, масло.
Андрей Карпов. Шоколадница. 2005. Холст, масло. Из собрания И. Флейшмана. - Андрей Карпов. Скульптура «Шоколадница».
Андрей Карпов. Опера С. Прокофьева «Война и мир». 2023. Холст, масло.
Александра Рыжова. Покупка петуха. 2008. Оргалит, масло. Собрание семьи художника.
Виктор Лисицкий: Эх, яблочко. Холст, акварель, тушь. - Человек и петух. Холст, акрил. Обе: Собрание семьи художника.
Юрий Шеров: Романтическое свидание. 2024. - Дружок. 2023. Обе: Холст, масло.
Юрий Шеров. В Новый год. 2021. Холст, масло. Из собрания Т. Гриднева.
Елена Колат. Из серии «Наша провинция». 1999-2014. Холст, масло. Из собрания Д. Павлоцкой.
Алексей Микулин. Серия «Старая Москва». Кинотеатр «Колизей». 2023. Пластилин.
Наталия Пономарева. Зима. 2019. Холст, масло.
Сергей Леонов. Российский Кинотавр. 2019. Холст, масло. Общественный фонд наивного искусства «Остров Тарабаров», коллекция Тарабаровой и Черепниной.
Работы слушателей ЗНУИ (Заочный народный университет искусств).
Вера Почтарь: Мой ангел. - Бабушка, вам тяжело? Обе: Картон, бумага, акварель, гуашь. Из собрания Т. Гриднева.
Леонид Сек: Пов. Курс. 4-е задание. - 5-е задание. Оба: 1979. Картон, масло. Из собрания Т. Гриднева.
В. Артюгин. Зима. Учебное задание. 1970-е. Холст, масло.
Павел Речинский: Чабан космический. 1971. - Красавицы. 1973. Оба: Бумага, акварель.
Сергей Степанов. ЮМЗ на уборке помидор. 1974. Картон, гуашь. Из собрания Т. Гриднева.
Сергей Степанов. Кашигин Анатолий. - У пруда. Оба: Бумага, акварель, тушь, белила. Из собрания Т. Гриднева.
Использованная информация: Материалы выставки, куратор Елена Грибоносова-Гребнева.