Продолжение экскурсии в ГЭС-2 по выставке о влиянии творчества Казимира Малевича на искусство ХХ века, начало -
Квадрат и пространство. От Малевича до ГЭС-2.
Конструкция. Изобретение сборных металлических конструкций и железобетона неожиданно стало основой для многих художественных утопий. Эта инженерная революция наглядно продемонстрировала живописцам, что форма и содержание в искусстве неразрывно связаны: изменение содержания в модернизме неминуемо связано с изменением его конструкции-формы. Поэтому большая часть искусства ХХ века стремилась к обнажению приёма - оно намеренно подчёркивает своё устройство.
Любовь Попова (1889-1924). Пространственно-силовое построение. 1921. Фанера, масло. ГТГ.
Так леса и кладка кирпичей наблюдается с большим интересом, чем дом; чертёж - с большим интересом, чем картина (С. Третьяков). Художники поняли, что новый мир требует новой формы, отсюда и мировые утопии в версиях В. Татлина или Ласло Мохой-Надя.
Александр Родченко. МоГЭС. Мачта линии электропередач. - Шуховская башня. 1929. Фотография. Частное собрание.
Ласло Мохой-Надь (1895-1946). Индустриальный пейзаж. 1922-1924. - Фотокомпозиция. 1922. Фотографии. Государственный музей В.В. Маяковского.
Игра с квадратом. Для искусства ХХ века «Черный квадрат» Малевича оказался подобен детскому кубику - на основе его формальных и концептуальных открытий был построен не один десяток художественных «замков». Постмодернисты воспринимали его как отрицание и невозможность любой изобразительности, а значит, и живописной традиции как таковой. Они пафос революционного преобразования черного квадрата свели к риторическому штампу.
Дмитрий Пригов (1940-2007). Квадрат Малевича. 1989. Газета, тушь, шариковая ручка. Две части. Музей Людвига в Русском музее.
Борис Турецкий (1928-1997). Беспредметная композиция. 1958. - Материя. 1959. - Ритмическое построение. 1959. Бумага, тушь, кисть, гуашь, перо. ГТГ.
Постмодернизм наделил огромным пафосом и без того манифестарное произведение Малевича, признав в нем предка многих собственных формальных и концептуальных открытий.
Александр Юликов (р. 1943). Красная звезда и Черный квадрат. 2016. Холст, масло. Собственность автора.
Интерлюдия.
Олег Васильев (1931-2013). Заброшенная дорога. 2001. Холст, масло. Музей ART4.
Эрик Булатов (р. 1933). Дверь. 2009-2011. Холст, масло. Собственность автора.
Минимализм и оп-арт. Минимализм как художественный способ продемонстрировать, что радикальное многообразие визуальных форм современности иллюзорно и на самом деле основано на небольшом количестве простейших математических соотношений и формул, и оп-арт как стремление использовать эти формулы для создания новых эстетических форм - две стороны процесса «дематериализации искусства» второй половины ХХ века.
Римма Заневская-Сапгир (1930-2021): Композиция. 1970. Холст, масло. Коллекция Антона Козлова. - Композиция. 1969. Холст, темпера. Alina Pinsky Gallery.
Лев Нусберг (р. 1937). Пронзающий как идея. 1960-е. Оргалит, масло. ГТГ.
Франциско Инфанте-Арана (р. 1943). Точка в своём пространстве. Образ метафизического измерения. 1964-1992. Холст, масло. ГТГ.
Однако эти пустота и простота не несут в себе исключительное отрицание. Отсюда слияние искусства и жизни нашло воплощение в дизайне.
Татьяна Андреева (р. 1951). Треугольники «Ночь». 1974-1975. Бумага, гуашь. Alina Pinsky Gallery.
Виктор Вазарели (1906-1997). 8-4. 1973-1975. Холст, масло. Коллекция фонда V-A-C.
Владимир Галкин (р. 1946). Структура. 1976. Холст, темпера. ГТГ.
Пространство жизни и искусства. Рассматривать реальные объекты как произведения искусства впервые предложил ещё Марсель Дюшан. Все что угодно - от незастроенных пространств до памятников архитектуры теперь можно объявить «найденным субъектом».
Александр Дейнека (1899-1969). Текстильщики. 1927. Холст, масло. ГРМ.
Михаил Рогинский (1931-2004). Коммунальная кухня. 1992. Бумага на оргалите, акрил. ГТГ.
Подход к изображению жизни и общественных пространств изменялся в диапазоне от реализма до театрализации. Художники то документировали пространства жизни, то превращали их в площадки для собственных постановок.
Кандида Хёфер (р. 1944). Эрмитаж. Санкт-Петербург VIII 2014. 2015. Хромогенная печать. Эрмитаж.
Порой художники подменяли реальность значительно более ёмкими символам, поднимая градус разговора на исторические или религиозные темы.
Татьяна Баданина (р. 1955). Белые одежды. 2006-2024. Инсталляция. Собственность автора.
А ещё художников постоянно занимает идея присутствия и неприсутствия. Наиболее ярко это проявилось в так называемой «эстетике взаимодействия»: когда произведением искусства становится сам процесс взаимодействия со зрителем.
Ральф Гоингз (1928-2016). Закусочная в Унадилле. 1977. Холст, масло. Музей Людвига в Русском музее.
В конце выставки имеется отдельное пространство: инсталляция Ильи и Эмилии Кабаковых «Случай в музее, или Музыка на воде», которая представляет собой тщательно воссозданный зал условного провинциального музея с выставкой одного художника, записного соцреалиста Степана Кошелева. На стенах этого условного музея картины со сценами счастливой жизни колхозников, рабочих, жителей села, спортсменов-любителей, и у этого музея течет крыша, всюду расставлены ведра и тазики, капает вода, и ее звуки создают фон для погружения в другое измерение, не только советское, но и музейное. Но я не прониклась. А главное - какое отношение ко всему этому имеет Малевич?
Илья и Эмилия Кабаковы. Случай в музее или Музыка на воде. 1992. Инсталляция. Коллекция фонда V-A-C.
Ещё одна инсталляция - Метрополис. Это просто город, построенный из мусора, днём и ночью. Скучно и уже давно не ново.
Владимир Селезнев (р. 1973). Метрополис. 2024. Инсталляция. Собственность автора.
Итог - выставка на свой лад рассказывает основные вехи истории искусства ХХ века, российского и зарубежного, убеждая нас в том, что весь новый мировой арт-порядок сложился благодаря «Черному квадрату» Малевича: искусство вышло за рамки холста, изменило функции музеев и поведение зрителей.
Кураторы: Франческо Бонами и Зельфира Трегулова.
По материалам выставки.