Татьяна Григорьевна Назаренко - практически классик советского и российского искусства. Она входит в число самых известных художников современной России. Её картины находятся в крупнейших музеях и художественных галереях мира. И к ее юбилейному 80-му Дню рождения Третьяковка представила расширенную экспозицию ее работ.
Т.Г. Назаренко. Мастерская. Триптих. 1983. Холст, масло.
Что мне нравится в ее манере письма, так это сочетание классической тональной лессировочной живописи старых мастеров с их представлениями о светотени, цвета, фактуре, и пластических открытий, привнесённых в искусство мастерами уже ХХ века. В основе ее композиций лежит тщательный рисунок, воспроизводящий натуру с детализированной, почти иллюзорной достоверностью.
Т.Г. Назаренко. Мастерская. Триптих: Центральная часть. 1983. Холст, масло.
Т.Г. Назаренко. Молодые художники. 1968. Холст, масло.
Работы Татьяны Назаренко полистиличны. Ее творчество нельзя отнести к какому-нибудь одному жанру, в котором она неизменно создавала свои работы. Мир образов и язык ее живописи многолик, в работах можно уловить и жанр исторической картины, портрета, как жанрового и романтического, жанровых бытовых сцен, в которых встречается тема «карнавала», пейзажи и натюрморты. Произведения Татьяны Назаренко обладают особым магнетизмом, они связаны не только с воспоминаниями о прошлом, но и обращены к будущему. Назаренко видит будущую картину ещё до того, как ее кисть прикоснётся к холсту, поэтому ее работы отличает чёткая выверенность образных решений, цветовых и композиционных построений, а внутри этой статичной гармонии бурлят страсти и переживания.
Т.Г. Назаренко. Цветы. 1979. Холст, масло.
Т.Г. Назаренко. Музей революции. 1989. Холст, масло.
Т.Г. Назаренко. Возвращение. 1991. Холст, масло.
Историческая тема стала одной из главных в ее творчестве. Используя гармоничный пластический язык, она отображает события истории и современности во всем драматизме их параллелей и пересечений, сопоставляя образы прошлого и день сегодняшний и находя в них неизменную внутреннюю связь и непрестанное взаимодействие.
Т.Г. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. Холст, масло.
Т.Г. Назаренко. Пугачёв. 1980. Холст, масло.
Т.Г. Назаренко. Фрагмент. Пугачёв.
В расширенной экспозиции Третьяковки показываются несколько фигур из цикла «Переход», которые художница подарила галерее в 2022 году. Эта инсталляция впервые была показана 1995-1996 годах в ЦДХ и имела большой успех и позднее выставлялась в Германии, Америке, Австрии. После этой выставки критики назвали Назаренко абсурдным реалистом. Первая инсталляция состояла из 120 объектов. Данные фигуры, по замыслу художницы, воссоздают обитателей московского перехода 1990-х годов.
Т.Г. Назаренко. Мужчина с бутылкой. 1996. Фигура-обманка. Из цикла «Переход». Фанера, масло.
Воспроизводя разные социальные типажи, Татьяна использовала принцип фигур-обманок., бывших очень популярными в XVII-XIX веках и представляющих собой нарисованных и вырезанных из тонкой деревянной панели людей или животных.
Т.Г. Назаренко. Материнство. 1996. Фигура-обманка. Из цикла «Переход». Фанера, масло.
Т.Г. Назаренко. «Не судите меня строго». 1996. Фигура-обманка. Из цикла «Переход». Фанера, масло.
Т.Г. Назаренко. Аккордеонист. 1996. Фигура-обманка. Из цикла «Переход». Фанера, масло.
Т.Г. Назаренко. Женщина с котятами. - Мужчина с газетой. 1996. Фигура-обманка. Из цикла «Переход». Фанера, масло.
О своём «Переходе» Татьяна Назаренко говорит следующее: «Просто писала то, что видела вокруг…И если я писала алкоголиков, стоящих со стаканами, то они действительно стояли. Не видела ничего зазорного в том, что их изображаю. И никаких глубоких подтекстов».