В Музей архитектуры выставка «Тайны соборов эпохи Ивана Грозного», посвящённая шедеврам русской архитектуры XVI века. Храмовое зодчество периода правления Ивана IV (1533-1584) за четыре последующих столетия оказалось окутано тайнами и легендами. На данной выставке, благодаря новым научным методам, археологическим исследованиям памятников появилась возможность представить искажённые перестройками древние соборы в первоначальном виде, реконструировать облик храмов, разобранных более двухсот лет назад, увидеть чудом сохранившиеся фрагменты фасадного декора и узнать о мастерах, создавших архитектурные шедевры.
Ф.Я. Алексеев. Покровский собор на Рву. 1800-е. Бумага, акварель. Коллекция МУАР.
Может показаться, что выставка скучновата из-за многочисленных планов, разрезов и реконструкций храмов. Но это не так. Выставка интереснейшая.
Я выбрала три темы для представления: Храм Бориса и Глеба в Старице Тверской области, архитектурные изменения Собора Покрова на Рву и датировка церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове.
Борисоглебский собор в Старице Тверской области. Все мы знаем шатровые храмы в Москве и в других городах, самый красивый из которых храм Вознесения в Коломенском, возведённый в 1532 году в честь рождения будущего царя Ивана IV. Есть и двухшатровые (Церковь Космы и Дамиана в Старых Панех в Китай-городе) и даже трехшатровые (Церковь Рождества Богородицы в Путинках) храмы. А назовёте пятишатровый? Скажите, такого храма нет. И будете правы, такого храма больше нет, но он был - единственный пятишатровый храм на Руси. И это Борисоглебский собор (1558-1561) в городе Старице Тверской области.
А.С. Фуфаев. Панорама города Старицы Тверской области с видом Борисоглебского собора (1558-1561). Реконструкция на вторую половину XVI в. 1940-1950-е. Бумага, картон, гуашь, белила.
В 1566 году Иван Грозный определил в качестве удела опричнины князю Владимиру Старицкому города Дмитров и Звенигород, который и возвёл в Старице Борисоглебский храм «родителям на поминовение и в память прочим родам, сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение».
И.Ф. Барщевский. Рисунок древнего Старицкого собора, хранящийся в городской думе в городе Старице Тверской губернии. Фото 1890-е. Копия.
Пятишатровый Борисоглебский собор имел три стопообразных, завершённых шатрами объёма - центральный и восточные, которые поднимались от основания храма. Опоясанный с востока галереей собор с запада имел обширную парадную паперть, которая опиралась на круглые опоры с капителями. И вот загадка? Как на сводах западной паперти могли быть поставлены шатровые объёмы? Вопрос так и остаётся открытым - включал ли первоначальный замысел пятишатровую композицию или собор предполагалось построить трехшатровым, а западные шатры возникли на этапе строительства.
Уникальной особенностью здания было исключительно богатое убранство фасадов из поливных полихромных изразцов. Оно состояло из множества плиток с растительно-орнаментальным узором, опоясывающего храм летописного фриза и большого числа крупных сюжетных майоликовых композиций иконного характера. В цветовой гамме плиток преобладали тёмно-фиолетовый и чёрный цвета, что придавало всему майоликовому убранству здания необычный цвет, неизвестный ни в одной из построек XVI века.
Собор сильно пострадал в Смутное время и впоследствии не ремонтировался. В 1658 году по приказу патриарха Никона, запретившего шатровое строительство на Руси, храм обезглавили. В 1803 году собор был разобран «за ветхостью». Но облик древнего собора с восточной стороны сохранился на чертеже, созданном до его разрушения. Результаты археологических исследований 1903 года подтвердили графические источники, что позволило в течение ХХ века рассуждать о первоначальных формах Борисоглебского храма.
Борисоглебский собор в Старице. 1808-1820. Арх. М. Чернятин, типовой проект Н. Львова. Фото 2012 -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Собор_Бориса_и_Глеба_(1820)_в_Старице.jpg В 1808-1820 годах на территории Нового городища был построен новый Борисоглебский собор в классическом стиле с пятью главами (арх. М. Чернятин, типовой проект Н. Львова). Многие церковные ценности были перенесены из старого храма в новый.
А. Мартынов. Борисоглебский собор в городе Старице Тверской области (1558-1561). Вид с востока. Из издания: И. Снегирёв, А. Мартынов. Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества. М., 1853. Бумага, Тонолитография. - П.Д. Барановский. Борисоглебский собор. Западный фасад. Реконструкция. 1920-е. Бумага, тушь, акварель.
Д.П. Сухов. Борисоглебский собор в городе Старице Тверской области (1558-1561). Реконструкция. 1928 (1) и 1920-е (2). Бумага, тушь, акварель.
На выставке представлены подлинные предметы фасадного декора этого храма: керамические иконы «Распятие» и «Спас Нерукотворный», созданные в 1561 году, фрагменты керамической иконы «Распятие», найденные во время археологических раскопок, части керамических надписей.
Керамическая икона «Распятие с предстоящими» с фасада Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561. Глина, глазури. ГИМ.
Керамическая икона «Спас Нерукотворный» с фасада Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области. 1561. Глина, глазури. ГИМ.
Борисоглебский собор в городе Старице Тверской области (1557-1561): Фрагменты керамического узора. Тверской государственный объединённый музей.
Борисоглебский собор в городе Старице Тверской области (1557-1561): Плитки пола. Тверской государственный объединённый музей.
Место, где некогда находился собор, исследовали в 1944 году А.С. Фуфаев, нашедший фрагменты капителей открытой галереи, в 1977-1979 годах В.В. Кавельмахер и М.Б. Чернышёв, обнаружившие фрагменты керамической декорации храма. Раскопки А.М. Салимова в 2004 году уточнили существовавшие представления о фундаменте, выявили новые фрагменты керамического декора.
В 1887 году в Тверской музей поступил фрагмент керамического Распятия (в настоящее время утрачен), найденный на Старицком городище где-то в первой половине XIX века «в груде мусора, оставшегося после разломки старого собора». Изразец из Тверского музея неоднократно описывался в литературе. Это был средник довольно большой керамической иконы с исполненным рельефом торсом распятого Христа и нимбами двух предстоящих. Покрыт изразец был полихромно окрашенными прозрачными глазурями. Если судить по масштабу изображения, оно достигало не более полутора метров в высоту и метра в ширину.
Фрагмент центральной части керамической иконы «Распятие» (1561). Утрачен в ХХ веке. Цветная литография. Из книги: А.Ф. Филиппов. Древнерусские изразцы. М., 1938. - Фрагменты керамической иконы «Распятие». Тверской государственный объединённый музей.
Храм также сопровождала храмозданная летопись, окружающая его объем (надпись под чертежом облика восточного фасада Борисоглебского храма). Ко времени разборки храма она была местами уже утрачена. Раскопки 1903 года обнаружили буквы, впервые подтвердившие ее существование. Позднее были найдены и другие её фрагменты.
Фрагменты букв керамической храмозданной летописи. 1561. Из археологических раскопок Борисоглебского собора в городе Старице Тверской области М.Б. Чернышёва и В.В. Кавельмахера в 1977-1979, А.М. Салимова в 2004-2006 гг. Тверской государственный объединённый музей, Московский государственный объединённый музей-заповедник.
«Лета 7066 июля дня, зачат бысть сей храм в городе Старице Святых Страстотерпцев Христовых князей русских и обою братий во плоти Бориса и Глеба, наречённых во святом крещении Романа и Давида, при державе благоверного Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, и при Великом Князе… Васильевиче и Федоре Иоанновиче всея Руси и при Преосвященном Митрополите Тверском и сделалася сия Святая церковь в лето 7069-е и освящена Великих Страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба и Святого Чудотворца Николая Великорецкого, родителям на поминовение и в память прочим родам, сему граду на украшение и на утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение». - Сия надпись в Старице на соборной церкви была сделана изращатая под большим карнизом кругом всего Борисоглебского собора.
Все керамические иконы для фасадов Борисоглебского собора были изготовлены в одной мастерской, одной группой мастеров. Так как в настоящее время отсутствуют свидетельства изготовления больших керамических икон в других местах Руси, представляется, что керамическая мастерская в Старице была в тот период единственной на Руси. Технология с характерной системой крепления к стене и друг к другу, рецептура цветной поливы сближают старицкие иконы, декоративные орнаментальные фризы и храмозданную надпись с европейской традицией, однако иконография и стиль изображений показывают несомненное участие русских мастеров.
В.А. Рябов. Борисоглебский собор в городе Старице Тверской области. Вид с юго-запада. Реконструкция. 2022-2023. Бумага, тушь, белила, смешанная техника.
Был тот храм красив и величав, и действительно явился «сему граду на украшение». Пять шатровых глав венчали его. Фасады были украшены «керамическими иконами Спаса Нерукотворного и изображениями двух распятий, составленными из отдельных изразцов, покрытых прозрачными глазурями пяти цветов». По низу шатровых завершений собора шли редчайшей работы керамические пояса, «составленные из покрытых жёлтой и зелёной глазурью изразцов с цветочными орнаментами».
Архитектурные изменения Собора Покрова на Рву. Главным архитектурным символом грозненского времени, конечно, является собор Покрова на Рву в Москве. История строительства и перестроек собора, изменений его внутреннего убранства второй половины XVI-XVII века раскрывается на выставке в серии работ современного архитектора-реставратора и художника Владислава Рябова, члена Творческого союза художников России, много лет изучавшего памятники этого периода.
Василий Блаженный и благоверный царевич Димитрий Московский на фоне Московского Кремля и собора Покрова на Рву. XVIII в. Дерево, темпера. ГИМ. - Н.Н. Соболев. Собор Покрова на Рву. 1555-1561. Западный фасад. Проект реставрации. 1950-е. Бумага, тушь, акварель.
До сих пор остаётся тайной не только имя, но и происхождение автора проекта собора Покрова на Рву, не документированное историческими источниками. Особенная объёмно-пространственная композиция, уникальный декор, специфические строительные приёмы собора говорят о том, что его автор воспитывался как профессионал в североитальянской культурной среде и был в курсе новых веяний того времени.
Собор Покрова на Рву. 1555-1561. Голосник. 1561. ГИМ.
Мы привыкли к современному облику Покровского собора, но, оказывается к нему в разные века пристраивались разные сооружения. Посмотрим на реконструкциях как это выглядело.
Во второй половине XVI века к Покровскому собору была пристроена Звонница, рядом с которой находилась церковь Апостола Андроника с приделом Марии Египетской (до 1628). Оба эти здания были разобраны в 1780-е годы.
В.А. Рябов. Собор Покрова на Рву. 1555-1561. Реконструкция на середину XVII в. Вид с востока. 2015. Бумага, тушь, белила, смешанная техника. Придел Василия Блаженного (1588), звонница (2-я половина XVI в.), слева от звонницы - церковь Апостола Андроника с приделом Марии Египетской (до 1628, разобрана в 1780-е).
В 1670-е годы Звонница была перестроена в шатровую колокольню с церковью Богоявления и приделом Сергия Радонежского (1680-1690-е, разобраны в 1780-е); с юга к колокольне примыкает церковь Апостола Андроника с приделом Марии Египетской (до 1628, разобрана в 1780-е). К северу от придела Василия Блаженного (1588) в 1680-1690-е годы пристроена церковь Феодосии Девы (верх разобран в 1780-е).
В.А. Рябов. Собор Покрова на Рву. 1555-1561. Реконструкция на конец XVII в. Вид с востока. 2015. Бумага, тушь, белила, смешанная техника.
В.А. Рябов. Собор Покрова на Рву. 1555-1561. Реконструкция на конец XVII в. Вид с юга. 2015. Бумага, тушь, белила, смешанная техника.
О датировке церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Эта церковь - уникальный многопридельный храм, строительство которого не упомянуто ни в одной из сохранившихся летописей. На основании сходства с собором Покрова на Рву, а также опираясь на представление науки XIX-ХХ веков о постепенном эволюционном развитии архитектурных форма, ранее исследователями делался вывод, что замысел более сложного Покровского собора вырос из образа Дьяковской церкви. Но А.Л. Баталов передатировал храм на 1560-е годы. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове создана после строительства собора Покрова на Рву, чем объясняются многие архитектурные связи с этим храмом.
Н.Е. Маковский. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. 1872. Холст, масло.
Дьяковская церковь обладает особенной программой. Её композиция состоит из пяти завершённых куполами столпообразных объёмов, с трех сторон опоясанных галереей. Западный фасад выделен размещением над галереей дополнительного придела, над который высится звонница. В интерьере центрального объёма процитированы мотивы разделки стены, декоративные машикули, фасады обильно украшены филёнками, что представляет цитаты из собора Покрова на Рву. Очень жаль, что в настоящее время храм белый, а не цветной.
И.Ф. Барщевский. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-е). Макет. 1933-1940. Дерево, картон, бумага, краски.
В.А. Рябов. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове (1560-е). Вид с юго-запада с разрезом по центральному столбу и западному приделу Входа Господня в Иерусалим. 2023. Бумага, тушь, белила, смешанная техника.
Правление Ивана IV Грозного рассматривают, как правило, с точки зрения военно-политической, но не должно забывать, что это очень яркая эпоха в истории российской культуры - время начала книгопечатания, «собирания» русских святых, создания Лицевого летописного свода и ярчайший этап развития отечественного зодчества. По инициативе Ивана Грозного были возведены архитектурные сооружения, ставшие символами России: Собор Покрова на Рву, Предтеченская церковь в Дьяково, собор Соловецкого монастыря и храмы Александровской слободы, легендарный Борисоглебский собор в Старице (хотя был утрачен более двух веков назад, он находится в центре внимания исследователей и поклонников русской старины).