В Музее Востока интереснейшая выставка «За три моря. Странствия Афанасия Никитина», посвящённая 555-летию с начала путешествия знаменитого тверского купца. Экспозиция - это прочтение бессмертного литературного произведения «Хождения за три моря» с помощью более 100 экспонатов: археологических предметов, рукописей и миниатюр XV-XVI вв. стран, которые посетил и описал Никитин. Покажу и я некоторые художественные произведения с выставки, но немного.
Конечно, самый главный экспонат выставки - знаменитая Софийская вторая летопись первой половины XVI века из Российского государственного архива древних актов. Текст Никитина в оригинале до нас не дошёл, но человек, который эту летопись составлял, по всей видимости, имел дело непосредственно с записями дневника Афанасия Никитина. Это абсолютно уникальный экспонат, увидеть его в самом Архиве невозможно, поэтому лицезреть его на выставке - большая удача.
Хождение за три моря. Описание путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию 1468-1474 годах, в составе второй Софийской летописи. Вторая четверть XVI века. Российский государственный архив древних актов.
Имя Афанасия Никитина все помнят со школьных лет, как и название его записок «Хождение за три моря» - первой в России книги о географии. Этот русский купец, чья рядовая торговая поездка из-за злополучного стечения обстоятельств и готовности к риску во имя бизнеса обернулась долгими странствиями, невольно стал одним из видных действующих лиц эпохи Великих географических открытий. За шесть, как принято считать, лет (1468-1474) Никитин совершил путешествие по территории современных Азербайджана, Ирана, Индии и Турции, записав впечатления в дневнике, который на смертном одре передал спутникам, а те - монаху, включившему их в летописный свод. Сочинение Никитина считается первым русским произведением, в деталях описывающим торговое, а не религиозное путешествие - в отличие от записок паломников, которые на протяжении 10 веков посещали Святую землю, стремясь в Иерусалим и Вифлеем.
Эскизы декораций к фильму «Хождение за три моря», 1957: Г.А. Мясников. Дорога на Тверь. Бумага, тушь, белила. - М.А. Богданов. Москва. Бумага, акварель. Музей кино.
«Посетители смогут узнать, что видел и что чувствовал великий русский путешественник, как проникся чужой для него культурой, каким образом донёс до читателя яркие образы и в конечном итоге сделал их частью русской души», - куратор выставки Илья Зайцев.
На выставке представлены некоторые монеты, которые чеканились при дворе тверского князя Михаила Борисовича. Среди них есть монета с самым ранним изображением двуглавого орла.
Денга. Тверь. Период правления Великого князя Михаила Борисовича (1461-1485). Серебро, вес 054 г. Частная коллекция.
Александр Волков. Беседа под сенью шатра. Серия «Восточный примитив». Туркменистан. 1918-1919. Картон, темпера. Музей Востока.
С.Н. Бегляров. Жертвоприношение. Туркмения. 1920. Бумага, акварель, карандаш. Музей Востока.
Д.Ю. Муфид-заде. Бакинская крепость. Из серии «Старый Баку». 1966-1967. Бумага, монотипия, смешанная техника. Музей Востока.
Показан на выставке интереснейший каталог 1017 неподвижных звёзд, имевшихся в «Алмагесте» Птолемея. Текст на арабском языке сопровождается изображениями созвездий с подписями на фарси - Большой Медведицы и Полярной звезды.
Абу-л-Хусейн Абд ар-Рахман ибн Умар ас-Суфи. Книга о неподвижных светилах. Рукопись. Средняя Азия. 1607. Музей-заповедник «Архангельское».
Николай Рерих. Искушение Христа. 1933. Холст, темпера. Музей Востока.
Николай Рерих. Эскиз к картине «Странник светлого храма». 1933. Холст на картоне, темпера. Музей Востока.
Низами Ганджави. Рукопись «Хамсе» (Пятерица). Османская империя. 1490-е. Фонд Марджани.
Свежевание туши. Миниатюра. Иран, Шираз. Около 1440. Бумага, краски, золото, серебро. Фонд Марджани.
Тарелка с изображением воина на слоне. Иран. XIX в. Глина, анкоб, глазурь, подглазурная роспись. Музей Востока.
Наибольшее количество художественных произведений, иллюстрирующих странствия Афанасия Никитина, представлено индийской культурой.
Миниатюра «Борьба слонов». Индия. XIX в. Бумага, клеевые краски.
Портрет знатного мужчины. - Знатный юноша с книгой. Индия. XVII-XVIII вв. Бумага, клеевые краски, белила, золото, аппликация. Музей Востока.
Жанровые сцены. - Горный пейзаж. Индия. XVI в. Бумага, картон, клеевые краски, золото, аппликация. Музей Востока.
Ганеша на лотосовом троне. Индия. XVIII в. Бумага, краски, золото. Музей Востока.
Свадьба Ситы и Рамы. Индия, Танджор. XIX в. Доска, холст, клеевые краски, фольга, лак. Музей Востока.
Ваналила Шах. Надежда. Индия. 1950-е. Бумага, акварель, белила. Музей Востока.
Святослав Рерих: Десять набросков женских голов. Первая половина ХХ в. Холст, темпера. - Женщина и буйвол. 1960-е. Картон, темпера. - Женщина на фоне пейзажа. 1960. Оргалит, масло. Все: Музей Востока.
Как всегда, интересны миниатюры из рукописи «Бабур-наме», созданные в 1590-е годы. Считается, что в общей сложности в музеях и частных коллекциях находится около 500 иллюстраций из различных списков «Бабур-наме». Британский музей хранит 96 миниатюр, Национальный музей в Дели - 144, Музей Виктории и Альберта в Лондоне - 12 отдельных листов с миниатюрами, Музей искусств в Балтиморе - ещё 39, а 57 бесценных листов - Музей Востока в Москве.
Церемония освещения знамени перед выступлением в поход монгольского хана. Из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. XVI в. Бумага, клеевые краски, золото. Музей Востока.
«Бабур-наме» - это личный дневник, книга для потомков, книга памяти об оставивших этот мир, о делах и землях, на которых эти дела совершались, о себе, своих ошибках и пристрастиях, поисках должного пути; книга, написанная воином и странником, эрудитом и поэтом, но главное - правителем деятельным и ответственным, сопрягающим свою жизнь с судьбой государства и подданных. Автор этого текста - Захириддин Мухаммад Бабур (1483-1530). Его отец Омар-шейх - мирза, праправнук эмира Тимура, был правителем Ферганского удела; мать его, Кутлуг Нигарбегим, происходила из рода Чингизидов. Сам он - завоеватель Северной Индии и основатель династии Великих Моголов, потомок Тамерлана.
Выступление Хумаюна в поход против Хамид-хана. - Суфа Бабура в Сикри. Из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. XVI в. Бумага, клеевые краски, золото. Музей Востока.
Данные миниатюры были созданы в последнее десятилетие ХVI века иранскими художниками при внуке Бабура - Акбаре в городах Агре и Лахоре. Сюжеты миниатюр - тронные композиции, сцены охоты и баталий, пиры из жизни правителя. Художники этого периода, выходцы из Ирана, Средней Азии и индийцы, выработали особенную художественную манеру и технику живописи. Бабур, заложивший основу созданного его внуком государства Великих Моголов, оставил яркий след в истории Индии. А художники эпохи Акбара, запечатлевшие жизнь Бабура в миниатюрах к его «Бабур-наме», донесли до наших дней неординарность этой личности и его восторг перед Индией - завоёванной им, но покорившей его.
Приключения во время плавания Бабура на плоту по реке Пенджхир. - Пир Бабура во дворце султана Джелал Ад-Дина в Карре. Из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. XVI в. Бумага, клеевые краски, золото. Музей Востока.
Дерево Махува и лисицы. - Дерево Кила (Банан). Из рукописи «Бабур-наме». Северная Индия. XVI в. Бумага, клеевые краски, тушь, каллиграфия. Музей Востока.