Записки ювелира. Бриллиантовая история

Oct 23, 2023 12:00


В Историческом музее выставка «Записки ювелира. Бриллиантовая история», посвященная ювелирному искусству XVIII века и одновременно творчеству современных мастеров. Экспозиция  иллюстрирует традицию преемственности в российском ювелирном искусстве.





Сразу при входе на экспозицию вас встречают книжные полки с русскими сказками и былинами. Первый вопрос, который возникает - ЗАЧЕМ? Мы же пришли на ювелирную выставку, а не в библиотеку. Но поверьте - вы еще вспомните эти сказки, но позже.

Сама же экспозиция напоминает страницы из записной книжки ювелиров разных эпох, где на каждой странице неповторимый старинный артефакт из царской кладовой вместе с современными ювелирными фантазиями. Все - в рамках социокультурного проекта POSIÉ от АЛРОСА по изучению ювелирного наследия. Главный герой выставки, чьим именем назван весь проект POSIÉ - Иеремия Позье, франко-швейцарский ювелир, служивший при дворе нескольких российских монархов: Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Именно он создал Большую императорскую корону - выдающееся произведение ювелирного искусства, ставшего символом самодержавия российских императоров.

А начнем мы с драгоценных шедевров, созданных в XVIII веке для российских императриц. Это произведения, которые отражают тенденции моды на драгоценный камень в России в XVIII веке.



Предметы из туалетного прибора Анны Иоанновны. Коробка и два подсвечника. 1736-1740. Германия, Аугсбург. Мастера Иоганн Людвиг Биллер II и Иоганн Якоб Вальд. Золото. Эрмитаж.

Для русской императрицы Анны Иоанновны в Аугсбурге был заказан великолепный золотой туалетный прибор, состоящий из 46 предметов. На его изготовление было потрачено 40 кг золота 750 пробы. В разное время предметы из прибора хранились в личных комнатах царских резиденций. Со второй половины XVIII века - в Бриллиантовой комнате Екатерины II, затем в личных покоях Марии Федоровны, потом в комнатах наследника в Аничковом дворце, вновь в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца; только с 1882 года - в галерее драгоценностей. Но даже будучи экспонатом императорской коллекции драгоценностей, туалетный прибор выдавался для одевания к венцу невест Царского дома.



Часы на шатлене: 1. 1730-е. Англия, Лондон. Квар и Хорсман. Золото, серебро, бриллианты, шпинели, стекло, эмаль, металлические сплавы. - 2. Середина XVIII в. Франция, Париж. Мастер Ле Руа, Жюльен. Золото, серебро, бриллианты, агат, эмаль, розы, гранаты, шпинель, стекло, металлические сплавы. Эрмитаж. Фото Эрмитажа.

Карманные часы работы лондонских мастеров служили украшением придворного костюма эпохи барокко. Механизм этих часов с боем помещен в съемный футляр чеканного золота с бриллиантами и шпинелями. Пять насыщенных шпинелей украшают и центр композиции крышки часов. Сложной формы шатлен - цепь, крепящая часы к поясу, напоминает фигурный картуш с боковыми звеньями-цепочками, составленными из бриллиантов и шпинелей на золотой основе. Самый большой камень, в виде подграненного овала, вмонтирован в верхнюю часть и окаймлен бриллиантами различной формы и огранки.

Всем известно, что Елизавета Петровна никогда не надевала одно платье дважды, к тому же украшала свои наряды соответствующими по цвету комплектами ювелирных изделий. Французские часы отличаются особой декоративностью. Крышка часов выполнена из куска подграненного агата в золотой оправе. В центре ее - накладка в виде банта, образованного бриллиантами и шпинелями. Большой бриллиант на боковой части служит затвором, нажимом на который открывается крышка часов. Часы украшены 202 бриллиантами и алмазами, 230 шпинелями и 6 гранатами.



Записная книжка в золотом футляре. Середина XVIII в. Германия или Россия? Золото, бриллианты, серебро, фольга, шелк, сердолик. Эрмитаж.

Эта записная книжка относится к изделиям неизвестного автора, сделавшего памятный подарок императрице Екатерине II. Переплет книжки составлен из золотых пластин, украшенных композициями в виде стеблей и ветвей, а страницы из слоновой кости. В декоре 455 бриллиантов общим весом 70 карат. В центре расположен камень розового цвета, но это не розовый бриллиант, как можно подумать, а белый, под который подложена розовая фольга с вензелем императрицы. Эта книжка никогда не использовалась по назначению - страницы в ней чистые.



Украшения из коллекции «Пируэт». 2023. Москва. Белое золото, бриллианты.

Далее ювелирные изделия XVIII века соседствуют с украшениями из коллекции «Пируэт» POSIÉ. Основной мотив коллекции - спирали и фестоны, напоминающие о линиях танца на балу и формах пышного бального платья. Вся поверхность изделий в виде перекрученных лент из белого золота заполнена мозаичным паве, собранным из бриллиантов разных размеров и огранок, создает эффект игры света, который соотносится с отблеском свечей в бальной зале и сиянием драгоценностей танцующих дам.



Солонка из дорожного сервиза Екатерины II. 1760-е. Санкт-Петербург. Золото, эмаль, перламутр. Эрмитаж. Фото Эрмитажа.

Эта солонка является частью дорожного сервиза Екатерины II. Она выполнена из золота с чеканкой и гравировкой, и украшена синей эмалью глубокого тона. Декоративный эффект усилен гравированными цветами, вензелем императрицы - ЕII, и двуглавым орлом.



Табакерка с чеканным медальоном. 1775-1777. Санкт-Петербург. Мастер Иоганн Балтазар Гасс. Золото, серебро, бриллианты. Эрмитаж.

В центре крышки золотой овальной табакерки расположен чеканный медальон с изображением амуров, а дно декорировано композицией с вазой цветов. Сюжет медальона восходит к рисунку Ф. Буше из детского альбома Premier livres des enfant.



Табакерка «Полезное». 1780. Мастер Иоганн Готлиб Шарф. Золото, серебро, бриллианты, алмазы, горный хрусталь, эмаль. Эрмитаж. Фото Эрмитажа.

Эта табакерка - один из интереснейших образцов коллекции драгоценностей Екатерины II. На крышке в медальоне под пластиной горного хрусталя, представлена композиция в виде улья, пчел и куста роз, выполненная из 133 мелких алмазов. Все эти элементы составляют девиз императрицы. Края крышки, дна и борта украшены 350 бриллиантами в серебряных оправах.



Блюдо. Последняя четверть XVIII в. Москва. Серебро. ГИМ.



Украшение для прически. Конец XVIII в. Россия. Золото, сталь. ГИМ.



Брошь «Цветочная ветка». 1770-1780-е. Санкт-Петербург. Алмазы в огранке «роза», серебро, бриллианты, горный хрусталь. Эрмитаж.

В конце XVIII века на смену ярким драгоценным камням больших размеров, характерным для елизаветинского барокко, пришли более мелкие, в стиле классицизма. В работах петербургских мастеров в 1770-1780-е годы распространилась мода на сплошную вымостку изделий мелкими бриллиантами. Неоклассицизм утверждал простоту, строгость и лаконичность стиля. Эта ветка, предположительно принадлежащая Екатерине II, украшена бриллиантами и алмазами в серебряных кастах. Ювелир с большим мастерством расположил около 200 бриллиантов и почти 600 алмазов, под некоторые из которых подложена цветная фольга.



Веер складной с росписью «Апофеоз Екатерины Великой». 1770-е. Франция. Перламутр, пергамент, бумага, металл, стекло, гуашь. Эрмитаж.

Изображенные на веере аллегорические сцены прославляют императрицу Екатерину II. В центре экрана в овальном медальоне помещен профильный портрет императрицы. Портрет поддерживают с одной стороны Афина с атрибутами войны и науки, а с другой - богиня победы Виктория. Резные перламутровые пластины веера в центральной части образуют герб Российской империи.



Украшения из коллекции «Веера». 2023. Москва. Белое золото, бриллианты.

В основе коллекции «Веера» лежит переосмысление образа изысканного женского аксессуара, оружия кокетства изящной игры. В изделиях используется одновременно наибольшее количество огранок камней. Но все композиции выстраиваются вокруг камней огранки «роза».



Украшения из коллекции «Опера». 2023. Москва. Белое золото, бриллианты.

В коллекции «Опера» соцветия крупных бриллиантов разной формы собраны в пышные венки и гирлянды. Это вечные букеты, которые никогда не завянут и не потеряют своей блистательной красоты.



Украшения из коллекции «Опера».



Украшения из коллекции «Пике». 2023. Москва. Белое золото, бриллианты.

Маленькая точка, или «пике» - это короткое, отточенное движение в балете, и рельефная ткань, с орнаментом из многократно повторяющихся пятнышек. В изделиях коллекции «Пике» можно видеть созвучие с текстильным орнаментом, построенным на ритмическом повторении одного элемента.

В 1762 году у Иеремии Позье было всего два с половиной месяца на изготовление Большой Императорской короны. Из-за невозможности за такой срок подобрать необходимое количество одинаковых драгоценных камней или заказать для них специальную огранку Позье собрал оригинальных рисунок венца из готовых бриллиантов. В итоге корона стала одним из самых инновационных ювелирных творений того времени. Лавровые гирлянды собраны из бриллиантов огранок «круг», «кушон» и «маркиз». Острые, ритмичные линии маркизов переливаются с нежными мягкими соцветиями кушонов, создавая мерцающий ритм орнаментального рисунка из лавровых ветвей на бриллиантовой поверхности короны. И, конечно, выразительным акцентом в Большой Императорской короне стала ярко-красная шпинель.



Большая императорская корона. 2012. Смоленск. Золото, бриллианты, турмалин, жемчуг. Гохран России.

К 250-летию коронации Екатерины Великой был реализован совместный проект «Производственного объединения Кристалл» и «Ювелирной группы Смоленские бриллианты» по созданию авторского изделия «Большая императорская корона». На создание реплики короны ушло 1707 г золота (585 пробы), 11352 бриллианта (1182,35 карата), 74 жемчужины и крупный турмалин массой 384,7 карата. Целью проекта было показать преемственность российских традиций ювелирного искусства и возможности мастеров прикоснуться к теме воссоздания исторического памятника с применением современных технологий, дизайнерских приемов, точности обработки металла, качества огранки и разнообразия форм драгоценных камней.

А сейчас самое время вспомнить сказки, о которых я упоминала в начале. Большой раздел на выставке посвящен первой коллекции ювелирного искусства POSIÉ - «Волшебные сказки», созданной Михаилом Барышниковым, единственным российским дизайнером, чья коллекция украшений была презентована в рамках высокой ювелирной недели в Париже в 2020 году. Идея его коллекции - показать традиционные и фольклорные корни русской драгоценной традиции. «Это потрясающая возможность поработать с наследием такой глубины. Мало кто знает, что до Карла Фаберже в России уже был создан огромный пласт ювелирной истории. История Позье и других ювелиров, создавших драгоценную славу русской империи, старше, чем история многих французских ювелирных домов, которые нам известны сегодня. И для меня как для дизайнера создать коллекцию, которая сквозь века соприкасается с такой красивой частью истории страны - это очень ценно», - М. Барышников.



Арт-инсталляция для браслета «Золотое яичко».



Браслет «Золотое яичко». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Золото, бриллианты (от светло-желтых до темных), желтые сапфиры. Фото POSIÉ.

Чокер-трансформер - это сложнейшая инженерная работа высокой коллекции POSIÉ, которая может быть как украшением в виде ожерелья, так и декоративным элементом в виде яйца. А еще чокер разбирается и превращается в два отдельных браслета. А украшают это яичко 524 желтых бриллиантов различных оттенков.



Кольцо «Живая вода». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Белое золото, бриллианты огранки «кушон» и «груша».

Главный герой этого украшения не бриллианты, а капсула из белого золота в форме бриллианта огранки «октагон». Якутские бриллианты «Груша» (1,58 карат) и «Кушон» (5,02 карата) служат исключительно обрамлением к главному магическому элементу - источнику «живой воды». В капсулу из золота заключена настоящая вода из озера «Байкал».



Тиара «Шапка-невидимка». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Титан, бриллиант огранки «маркиз». Фото POSIÉ.

А в этой титановой тиаре соединились традиционная форма и невероятные инновации. Это такое современное прочтение тиары «кокошник», популярной в конце XIX - начале ХХ века формы этого головного украшения. Ее минималистическая титановая форма в полной мере отвечает сказочной теме «волшебного» экспоната. Титан покрыт краской, которая максимально поглощает световое излучение и не дает бликов на поверхности изделия, таким образом создавая эффект его невидимости. Единственным заметным элементом этого «невидимого» украшения является крупный бриллиант огранки «маркиз».



Колье «Аленький цветочек». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Золото, покрытие - черный родий, желтый бриллиант огранки «кушон», рубины. Фото POSIÉ.

Колье «Аленький цветочек» своей формой перекликается с традиционными славянскими гривнами. Однако мозаичное паве из бриллиантов, закрепленных шипом вверх по всему объему украшения, делает его созвучным ценностям современной ювелирной моды. Но главная точка притяжения этого колье - желтый бриллиант огранки «кушон» в середине цветка.



Арт-инсталляция для браслета «Стрела царевны».

Для этого украшения специально была создана новая огранка алмаза - ему придали форму наконечника стрелы, напоминающий неолитический наконечник. Форма камня здесь соответствует символу стрелы, смысл которой заключается в выборе ее обладателя своей дороги в жизни.



Браслет «Стрела царевны». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Титан, бриллиант огранки «стрела».Фото POSIÉ.



Кольцо «Яблочко на тарелочке». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Золото, демантоид, бриллианты.

Это удивительное ювелирное украшение с подвижным элементом в виде «яблочка», которое катится по внешнему кругу золотого «блюдца», вымощенного бриллиантовым паве. Золотая полусфера стала основой для 297 круглых бриллиантов общим весом 5,55 карата. Закрепка «шипом вверх» части камней в паве создает сложную, многоуровневую фактуру, усиливая игру света на поверхностях бриллиантов. Такая фактура создает эффект затягивающего в свою глубину камня. Бриллианты в этой композиции образуют рамочку для демантоида - уникального уральского камня группы зеленых гранатов. Такие камни из полдневского месторождения - редкость в международной геммологии. Только у уральского демантоида есть этот уникальный цвет свежей травы. Использованный образец является редчайшим по размеру - 7,77 карата, по цвету и включениям - рутиловому «хвосту», хорошо видному внутри камня. Но самая интересная деталь в решении кольца - это свободное движение демантоида по ободу, которое происходит естественным образом при движении руки.



Арт-инсталляция «Маковое поле».

Перед огранщиками алмазов для колец «Маковая росинка» стояла задача добиться такой формы камня, которая позволяла бы свету играть внутри камня, наподобие солнечных лучей в капле росы. И хотя камни в кольцах выглядят как кабошоны, технически они кабошонами не являются. В русском фольклоре маковая росинка придает богатырскую силу.



Кольца «Маковая росинка». Дизайнер М. Барышников. 2023. Москва. Золото, титан, бриллианты огранки «роса».

А закончить рассказ о выставке хочу представлением коллекции сундуков. Казалось бы, какое отношение имеют эти сундуки к ювелирному искусству. Да, никакого. Просто сундуки и все. Но они так хороши - разнообразно декорированы росписью, коваными элементами, накладным декором. Разве что, их тоже можно использовать для хранения бриллиантов.



Сундуки. XVII - начало ХХ в. ГИМ.



Автором концепции экспозиции выступил режиссер театра и кино Василий Бархатов. Он создал иммерсивные арт-инсталляции для представления коллекций, но, если честно, для музейной экспозиции это слишком простенько и мелко. Больше подходит для витрины магазина.

Использованные источники информации: Материалы выставки; Никита Шеленков. Императорское наследие в Москве - https://www.theartnewspaper.ru/.

Исторический музей, Ювелирная выставка, POSIÉ

Previous post Next post
Up