Сочинилъ архитекторъ Щусевъ

Sep 18, 2023 12:00


2023 год - год 150-летия со дня рождения Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). История русской архитектуры первой половина ХХ века немыслима без его ярких произведений. Во Всероссийском музее декоративного искусства выставка-инсталляция, которая раскрывает ранний период творчества зодчего. В основу проекта легла поступившая в 2020 году в собрание музея коллекция архитектурной графики Щусева.



«В творчестве Щусева «сошлись» все основные направления деятельности нашего музея: это и народное искусство, и работа с произведениями декоративно-прикладного искусства, и собирательство, и коллекционирование, глубоко осмысленное использование традиций, изучение опыта других культур, отличное знание материалов и технологий, - Елена Титова, директор Всероссийского музея декоративного искусства. - На наш взгляд, гений Щусева не просто в том, что он состоялся как архитектор - в двух системах - а в том, что и там, и там он сумел сделать монументальное, знаковое высказывание, не поступаясь собой».



Храм-памятник преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Выставка начинается с ранних замыслов Щусева - первых вариантов храма-памятник преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Авторская подпись на одном из чертежей к нему - «Сочинилъ архитекторъ Щусевъ» послужила названием для выставки.



Храм-памятник преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Фото Ю.И. Аввакумова. 2023.

В начале ХХ века на Куликовом поле по инициативе местного духовенства решили построить церковь, как часть мемориального комплекса, посвященного победе русского воинства под предводительством Дмитрия Донского над Золотой Ордой в 1380 году. Работать над созданием храма Алексея Щусева пригласил граф Александр Олсуфьев, пожертвовавший под постройку комплекса часть своих земель. Архитектор составил три варианта проекта - в 1902, 1904 и 1908 годах - в которых постепенно сложился один из самых ярких образов в храмовом зодчестве неорусского стиля.



А.В. Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Западный фасад. Первый вариант. 1902. Бумага, акварель, карандаш, чернила. Собрание Алекса Лахманна.



А.В. Щусев. Проект храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. Западный фасад. Второй вариант. 1904. - Третий вариант. 1908. Оба: Картон, бумага, ледерин, акварель, тушь, карандаш. Личный архив наследников А.В. Щусева.

На авторском паспарту второго проекта надпись рукой императора Николая II: «Одобряю. Николай».



В основу проект легли мотивы ростовского зодчества XVII века. Главный вход фланкировался башнями, отсылающими к образам героев Куликовской битвы - Ослябе и Пересвету. Про этот храм Щусев писал: «Это первый мой творческий опыт, где я шел по новому пути использования русской архитектуры, далекому от сухих академических схем».

Торжественная закладка храма состоялась в 1913 году. Строительство затянулось из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции. Полностью по проекту Щусева храм так и не был завершен.

Интересны на выставке оборотные объемные модели храмов («макеты наизнанку») в масштабе 1:43 с фрагментами росписей.



Оборотная модель храма-памятника преподобного Сергия Радонежского на Куликовом поле. 2023. Пластик, акварель. Масштаб 1:43.

Зал шаблонов для Марфо-Мариинской обители. Шаблоны в натуральную величину предназначались для дальнейшей работы каменщиков, скульпторов, плотников… Мотивы каменной резьбы безусловно были вдохновлены древнерусскими прообразами, рельефами Георгиевского собора (XIII в) в Юрьеве-Польском, но в их трактовке и стилизации, конечно, ощущаются приемы и изысканные линии эпохи модерна.



В этом зале также представлены ткани из коллекции А.В. Щусева. Многие из них были куплены самим архитектором во время поездок и экспедиций по России.



Образец вышивки - оплечье рубахи. Северные губернии России. Первая половина XIX в. Из коллекции А.В. Щусева.

Представлены также кукла в русском костюме, подарок княгини В.П. Сидамон-Эристовой А.В. Щусеву и фрагмент подлинной басмы иконостаса храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители.



Кукла. Россия. Конец XVIII в. Дар княгини В.П. Сидамон-Эристовой А.В. Щусеву. Из коллекции А.В. Щусева. - Фрагмент басмы иконостаса храма Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители. Ф.Я. Мишуков по эскизам А.В. Щусева. 1909-1910. Металл, басма. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Русское подворье с храмом святителя Николая Чудотворца в Бари, Италия. Успех Алексея Щусева, последовавший за созданием Храма Марфо-Мариинской обители, привел к новым заказам от великой княгини Елизаветы Федоровны. Она предложила архитектору спроектировать подворье для паломников в городе Бари.



А.В. Щусев. Проект храма святителя Николая в Бари. 1913. Картон, карандаш, акварель, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Щусев спроектировал православную церковь, посвященную святителю Николаю Чудотворца, и двухэтажный корпус странноприемного дома. В образе сооружения отразилось увлечение архитектора древним псковским творчеством. Кубический объем храма завершался главой, украшенной зеленой майоликовой черепицей. Архитектурный ансамбль органично дополняется оградой с въездными воротами и калиткой.



А.В. Щусев. Проект ограды с воротами для подворья в Бари. 1914. Картон, бумага, калька, акварель, гуашь. Личный архив наследников А.В. Щусева.

В 1912 году проект Щусева был лично утвержден императором Николаем II. Начало строительство пришлось на 9 мая 1912 года.



А.В. Щусев. Проект приемной подворья в Бари. 1914. Калька, карандаш, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Для целостности художественного впечатления Щусев спроектировал для подворья мебель и элементы дизайна в русском стиле. Храм также планировалось расписать, ориентируясь на фрески Дионисия в Ферапонтовом монастыре.



Строительство храма святителя Николая в Бари. Фото 1915. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Замыслам помешала Первая мировая война и революция в России. Храм был освящен спустя сорок лет после окончания строительства, в 1955 году.

Храм Всемилостивейшего Спаса в Натальевке под Харьковом. Павел Иванович Харитоненко, промышленник-сахарозаводчик собрал уникальную коллекцию иконописи и старинной богослужебной утвари. В своем имении под Харьковом он решил построить храм-музей, в котором разместилось бы это собрание. Впечатлившись Покровской церковью Марфо-Мариинской обители Харитоненко в 1910 году обратился с заказом к Щусеву.



А.В. Щусев. Проект храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. 1911. Бумага, картон, карандаш, акварель, гуашь. Личный архив наследников А.В. Щусева.



А.В. Щусев. Проект храма Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. Западный и восточный фасады. 1912. Картон, карандаш, гуашь, чернила. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Для Натальевки архитектор спроектировал один из самых выразительных храмов нерусского стиля, запоминающийся своей большой, несколько гипертрофированной луковичной главой. Столь сложную форму ее изгиба удалось воплотить благодаря применению современных на тот момент металлических конструкций. Решение храма было вдохновлено древним новгородско-псковским зодчеством, а характер каменных рельефов отсылает к владимиро-суздальскому стилю. Для южного фасада скульптору Сергею Коненкову был заказан крупный рельеф «Распятие». А рельефы в древнерусской стилистике на фасаде храма исполнялись Александром Матвеевым и московскими резчиками по камню.



Деревянные резные Царские врата (XVI (?) в.) из собрания П.И. Харитоненко, включенные Щусевым в иконостас храма. Фотография П.П. Павлова. 1911-1912. Личный архив наследников А.В. Щусева.



Храм Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. Неизвестный фотограф. Фото 1914-1915. - Роспись северной стены храма, исполненная А.И. Савиновым. Фото А.В. Щусева. 1914-1915. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Иконостас храма-музея был задуман Щусевым специально под образа из коллекции заказчика. Интерьер расписан художником Александром Савиновым полностью, в ярких нарядных красках.



Храм Всемилостивейшего Спаса в Натальевке. Неизвестный фотограф. Фото 1914-1915. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Освящение храма состоялось в июле 1913 года. Какое-то время собрание Харитоненко оставалось на месте даже после революции, являясь экспозицией музея древнерусского искусства. Но в 1930-е годы центральные московские власти посчитали, что это слишком жирно и перевезли всё в Третьяковку.

Храм Святой Троицы в имении Кугурешты в Бессарабской губернии. Храм-усыпальницу для родового дворянского имения Алексею Щусеву заказали сестры Евгения Ивановна Апостопуло и Александра Ивановна Поммер. В поисках прообраза сооружения Щусев обратился к древнемолдавским и румынским святыням - типу трехконхового храма XIV-XVI веков. Однако эта историческая форма была пропущена архитектором сквозь призму искусства модерн. Это хорошо прослеживается на фасадах храма: в абрисах арок, изощренных формах кованных крестов, нарочитой асимметрией.



А.В. Щусев. Проект храма Святой Троицы в Кугурештах. 1913. Картон, бумага, карандаш, акварель, гуашь. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Храму свойственна изысканная сложность при кажущейся простоте. Она является частью сочиненного зодчим ансамбля со святыми воротами-колокольней и монументальным колодцем.



А.В. Щусев. Проект храма Святой Троицы в Кугурештах. 1914-1915. Калька, карандаш, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева.

Для живописного оформления Троицкой церкви Щусев пригласил художницу Наталию Гончарову. Ей предстояло написать наружные иконы святых в нишах, на фасадах храма и колокольни. Гончарова даже создала яркие эскизы в примитивистском ключе, близкие по духу к русскому лубку. Но из-за революции в России росписи не были осуществлены. Освещение храма состоялось лишь в 1930 году уже в другом государстве, в Румынии.



Храм Святой Троицы в Кугурештах. Фото Ю.И. Аввакумова. 2022.



Храм Святой Троицы в Кугурештах. Фото Ю.И. Аввакумова. 2022.

Мавзолей В.И. Ленина. Алексей Щусев последовательно спроектировал и построил три мавзолея Ленина: два временных деревянных и существующий ныне каменных. Последний является безусловным шедевром архитектуры русского авангарда.



А.В. Щусев. Проект второго деревянного мавзолея В.И. Ленина. 1924. Калька, карандаш, уголь. Личный архив наследников А.В. Щусева.



А.В. Щусев. Проект второго деревянного мавзолея В.И. Ленина. 1924. Картон, бумага, карандаш, акварель, тушь. Личный архив наследников А.В. Щусева.



А.В. Щусев. Проект постоянного каменного мавзолея В.И. Ленина. 1929. Бумага, карандаш, уголь, гуашь. Личный архив наследников А.В. Щусева.



Мавзолей В.И. Ленина. Фотография Ричарда Пэйра. 1998.

Эскизы архитектора раскрывают, как рождался образ мавзолея, ведь к ступенчатой пирамидальной композиции Щусев обращался еще до революции в проектах нескольких надгробных часовен, а одними из его ранних научно-исследовательских трудов являются обмеры мавзолея Гур-Эмир в Самарканде.



А.В. Щусев. Проект склепа-часовни семейства Терещенко на кладбище у Аскольдовой могилы. 1915.- Проект часовни Горчаковых в некрополе Троицко-Сергиевой приморской пустыни. 1916. Оба: Бумага, калька, акварель, уголь. Личный архив наследников А.В. Щусева.



А.В. Щусев. Обмерный чертеж ворот мавзолея Гур-Эмир. 1905. - Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд. Интерьер. Фото Роберто Конте. 2017.



А.В. Щусев. Обмерный чертеж ворот мавзолея Гур-Эмир. 1905. - Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд. Фото Роберто Конте. 2017.

Также представлена арт-модель мавзолея Ленина из домино с блестящими стразами, которая символизирует вечную память о покойном: «Dominus dobiscum!», и напоминание о преходящей славе любой империи, так и «импозантное зрелище», завещанное нам ее советскими основателями. Это оммаж архитектору Щусеву от архитектора Юрия Аввакумова.



Юрий Аввакумов Черный костяной мавзолей. Домино, стразы Сваровски. 2008.

«Иногда мне представляется, - говорит Юрий Аввакумов, - что за “фасадом” великого архитектора Щусева скрывается не один, а, по крайней мере, три разных человека: первый - до 1918 года, виртуозный мастер неорусского стиля, второй - до 1932 года, практичный конструктивист, третий - до конца жизни, придворный неоклассицист <…> До 1918 года - у него сказка, с 1918 по 1932 - утопия, с 1932 года - миф. Выбирая из трех его ипостасей, я предпочел первого как архитектора искреннего и непосредственного, движимого мотивами древнерусского зодчества».

Щусев, Алексей Щусев

Previous post Next post
Up