Теремки для коллекции Петра Щукина

Jun 29, 2023 16:52


В 2019 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина прошла беспрецедентная по масштабу и содержанию выставка «Щукин. Биография коллекции», на которой были представлены коллекции всех братьев Щукиных были представлены, в том числе и Петра Щукина - Братья Щукины. Коллекции. Для своего собрания Петр Иванович выстроил специальный комплекс музейных зданий на Малой Грузинской улице (в настоящее время Биологический музей им. К.А. Тимирязева). Так вот история этого комплекса, его строительство, судьба коллекции после смерти хозяина, музейное пространство Биологического музея, сохранность внешнего вида и интерьеров, и его дальнейшая судьба, станут целью нашего рассказа.



Биологический музей им. К.А. Тимирязева (Малая Грузинская ул., 15). Фото 2023.





А.О. Карелин. Портрет Петра Ивановича Щукина. 1900. Холст, масло. ГИМ.

Братья Петра Щукина - Сергей, Иван и Дмитрий занимались в основном тематическим коллекционированием, а собирательские интересы Петра Щукина не знали границ: он покупал китайскую бронзу и фарфор, персидские ковры и японские ширмы, индийские миниатюры и турецкие ткани, а затем углубился в отечественную историю и переключился на собирательство древностей московской Руси. Его коллекция, ставшая важнейшей частью Государственного исторического музея, была эклектична и настолько разнопланова, что нередко вызывала скептическое отношение современников. Но вместе с тем, Пётр Иванович одновременно с Сергеем открыл для себя и новую французскую живопись. Однако покупка произведений новой французской живописи была для Петра недолгим увлечением. Лучшие картины импрессионистов и символистов, в том числе «Обнаженную» Ренуара и «Священную рощу» Дени, в 1912 году приобрел у Петра его брат Сергей.

Петр Иванович Щукин (1853-1912) сформировал выдающуюся коллекцию (но она не предмет нашего сегодняшнего рассмотрения). Специально для нее были возведены два краснокирпичных терема в «русском стиле» на Малой Грузинской улице. Все желающие могли осмотреть музей, наполненный предметами русского искусства и быта: старинными портретами, прялками, тканями… и церковной утварью. В 1905 году Петр принес в дар городу свое собрание старинных и иностранных вещей, восточную коллекцию, картинную галерею и архив. Его коллекция, насчитывающая более 300 тысяч предметов, стала филиалом Исторического музея, получив наименование - «Отделение Императорского Российского Исторического музея имени императора Александра III - Музей П.И. Щукина». За этот поступок Петр Щукин был награжден орденом Станислава 2-й степени и генеральским чином, дающим право именоваться «Ваше превосходительство». Щукин не скрывал удовольствия от такой оценки своего дара. «В Москве тихо посмеивались над чудачествами новоявленного генерала, поговаривали, что даже в баню он ездит в полной форме с орденами, а посетителей музея встречает в барашковой шапке с галунным крестом, не желая расставаться с ними и в саму жару…». Однако после кончины Петра Ивановича музей был закрыт, коллекции, вопреки завещанию, перевезены в Исторический музей на Красной площади, а здания на Малой Грузинской... сохранились.



«Старый музей» Петра Щукина. Арх. Б.В. Фрейденберг. 1892-1893. Фото 2023.

Начнем историю теремков с того, что в 1891 году Петр Щукин покупает обширный участок земли в Грузинах, на тихой улице близ Садового кольца. Ранее это владение принадлежало князю Сергею Яковлевичу Грузинскому, который в свою очередь продал его действительному статскому советнику Ивану Лазаревичу Серебрякову, преподавателю грузинского языка в Лазаревском институте восточных языков.



Фасад «Старого музея». Конец XIX века. Архив Государственного биологического музея имени К.А. Тимирязева.

Сделка обошлась Щукину в 44 тыс. рублей. Имение занимало площадь в 2022 квадратных саженей. Здесь располагалось два деревянных дома, каждый - с собственным садом. Но опасность содержания дорогих коллекций в деревянных зданиях заставляет Петра Ивановича задуматься о строительстве капитального каменного строения для нового музея. И уже через год Щукин пригласил архитектора австрийского происхождения Бориса (Бернгарда) Викторовича Фрейденберга (1850-1917), автора Сандуновских бань, Московского купеческого банка, Петровского пассажа и др. для строительства «русского терема». Актуальный на тот момент в архитектуре неорусский стиль пребывал в гармонии и согласии с содержанием коллекции Петра Ивановича Щукина, проектирование музея и пошло в этом направлении. Дабы постигнуть традиции древнерусского зодчества, Щукин совместно с Фрейденбергом дважды побывал в Ярославле.



«Старый музей» Петра Щукина. Арх. Б.В. Фрейденберг. 1892-1893. Фото 1898-1904.

К сентябрю 1893 года в глубине сада на Грузинской выросло двухэтажное краснокирпичное сооружение с нарядными кокошниками и шатровыми кровлями с красно-зелеными шишками, зеленой поливной черепицей и башенками, в настоящее время называемое «Старым музеем».



«Старый музей» Петра Щукина. Фото 1898-1904.



Высокое крыльцо теремка ведет к окну с гирькой - как в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в Ярославле, клеймо с единорогом тоже оттуда. До 1938 года шатер над крыльцом венчал двуглавый орел (так утверждают сотрудники Биологического музея). Решетка на лестнице вторит рисунку решетки церкви Николы Мокрого в том же Ярославле. Роспись входной двустворчатой двери - мотивам ярославских древних соборов.





«Старый музей» Петра Щукина. Окно с гирькой. - Церковь Иоанна Предтеча в Толчкове. Фото https://darius7.tourister.ru/photoalbum/.



На восточном фасаде теремка был выполнен миниатюрный балкон - копия балкона палат бояр Романовых на Варварке, только в тимпане расположено изображение птицы Сирин, а не романовский грифон.



«Снаружи здание облицовано красным кирпичом московского завода Ульянова, а цоколь оштукатурен портландским цементом. При кладке здания, произведенной подрядчиком Н.И. Силуановым, все каменные украшения тесалась из ульяновского кирпича или мячковского камня. Барельеф в кокошнике и большая подвеска - из радомского песчаника. Во фризах и ширинках пестрые рельефные изразцы, выполненные по моделям, снятым с древних образцов. В кокошнике вокруг барельефа облицовка сделана из эмальированного кирпича. Кровли крыльца и башня главного входа крыты зеленой поливной черепицей, купол и вся остальная крыша - железом», - описание из журнала «Зодчий» за 1893 год.



В здании сохранились аутентичные оконные переплеты.



Верхний этаж терема был отделан кирпичом с многоцветными изразцами, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырёхгранным) рустом. Кстати, поливные изразцы для декора теремка изготавливались на фарфоровом заводе М.С. Кузнецова.









С 1895 года музей был открыт для свободного посещения, причём владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своей коллекции. Собрание прославилось своей многогранностью: в нём были представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Самостоятельным отделом являлась библиотека. Интересно, что здесь изучали старинные предметы для своих произведений известнейшие художники того времени - А. Васнецов, В. Суриков, В. Серов...

Коллекция Щукина стремительно росла, поэтому возникла идея постройки ещё одного музейного здания. Она принадлежала известному русскому художнику В.В. Верещагину, который в одном из писем посоветовал Щукину «построить ещё один дом … и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем». В 1897-1898 годах архитектор шведского происхождения Адольф Эрнестович Эрихсон (1862-1940), автор особняка А. Леман (Дом архитектора), издательства И.Д. Сытина на Тверской и др., выстроил вдоль красной линии улицы второе здание - тоже в нерусском стиле, но более просторное, уже в три этажа, названное «Новым музеем». Было возведено не только новое здание музея, но и ограда с парадными воротами, а здания между собой соединили подземным туннелем.



«Новый музей» Петра Щукина. Арх. А.Э. Эрихсон. 1897-1898. Фото 2023.



Сейчас за деревья трудно оценить гармонию нового здания, но это можно увидеть на старых фото.



«Новый музей» Петра Щукина. Арх. А.Э. Эрихсон. 1897-1898. Фото 1889-1904.

Новое здание Эрихсона помимо неорусского стиля мне напоминает чем-то итальянское палаццо.





«Новый музей» Петра Щукина. Фото 1899.

Крыльцо «Нового музея» было открытым, но в настоящее время в нем устроен служебный вход и окно. Для входа же в музей посетителей сделана пристройка, украшенная изразцами под старину.



Крыльцо «Нового музея» в настоящее время. - Изразцы на современной пристройке.

В 1905 году во дворе, слева от основных музейных зданий, появилось одноэтажное помещение для архива «Музейный склад», построенное по проекту Ф.Н. Кольбе совместно с А.Э. Эрихсоном.



«Музейный склад» П. Щукина. Арх. Ф.Н. Кольбе. А.Э. Эрихсон. 1905. Фото 2023.





«Музейный склад» и «Новый музей» Петра Щукина. Фото 1905.

Такой парадокс - русские терема проектировали зодчие с «нерусскими» фамилиями. При этом все постройки смотрятся единым ансамблем: в своё время ими восхищались не только москвичи: «терема» были растиражированы на почтовых открытках как столичная достопримечательность - Музей российских древностей.



Музей российских древностей. Открытка 1905 года.



План музейного комплекса П. Щукина на момент постройки.

Как вы могли заметить, внешний вид двух зданий Щукина, почти не изменился. Только гребни на крыше «Старого музея» были золочеными, а купола крыши - красно-зелеными. Да открытое крыльцо «Нового музея» «закрыли». Представить сейчас сложно, но здания выглядели наряднее.

Вернемся к истории. После постройки этого музейного комплекса в 1905 году Щукин подарил всю коллекцию и здания Историческому музею, но остался хранителем собрания и продолжал пополнять его.

Его коллекция стала филиалом Российского исторического музея и именовалась отныне Музеем Петра Щукина. В нём существовали отделы церковных древностей, оружия, тканей, ковров, гобеленов, шпалер, драгоценностей, посуды. Гордостью Щукина была обширная картинная галерея. После его неожиданной смерти (от гнойного аппендицита) в 1912 году Музей был упразднён, а экспонаты перевезены в подвалы Исторического музея. После революции его гигантское собрание было поделено между Историческим музеем, Музеем искусств народов Востока, Третьяковской галереей, Исторической библиотекой. Но здания сохранили своё предназначение: одно время в них находились фонды Музея старой Москвы, потом был Музей Центральной Промышленной области, с 1928 г. - студенческое общежитие, а с 1934 г. по ходатайству М. Горького комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева, который находится здесь по сей день. В 1950-х годах над подземной галерей была выстроена оранжерея.

И вот настал долгожданный момент - музейный комплекс на Малой Грузинской улице, ныне являющийся объектом культурного наследия федерального значения, ждет комплексная реставрация. Московские власти выдали задание на разработку соответствующего проекта. При этом Биологический музей переедет в какой-то павильон на ВДНХ. Обещаны восстановление по архивным материалам исторического облика построек, укрепление фундамента, кирпичной кладки стен, починка кровли, ограды, замена напольного покрытия, воссоздание окон, наличников, дверей, лепного декора, каменных подоконников, утраченной прежде фурнитуры, росписи внутренних пространств. На свое место также вернется башенка с флюгером и двуглавым орлом. Так ли будет - покажет только время. Да и остается много вопросов: вернется ли обратно Биологический музей или сюда въедет какая-нибудь коммерческая структура, будет ли в усадьбу доступ публики и т.д.

В следующем блоге рассмотрим интерьеры «теремков» Петра Щукина - Теремки для коллекции Петра Щукина. Интерьеры.

Биологический музей, Петр Щукин, Музей Петра Щукина

Previous post Next post
Up