В Историческом музее выставка, посвященная женской городской моде «Кринолин. Жакет. Свитшот. Стиль большого города».
Пространство «Парк». Образ стиляг с 1956 по 2022 годы.
Этот выставочный проект - экскурс в историю женской городской моды в России с середины XIX в. до наших дней. Честно говоря, достаточно скучноватая выставка. Особенно по сравнению с предыдущей выставкой
Придворный костюм середины XIX - начала ХХ века.
Выставку кураторы разбили на 6 тематических зон (Вокзал, Деловая улица, Салон красоты, Витрина, Театр, Парк), в каждой из которых представлены образцы костюмов разных лет, а также аксессуары, детали гардероба и антураж эпохи. Разбивка, кстати, очень условная. Исторические вещи и образцы современных дизайнеров намеренно перемешаны, чтобы показать эстетические параллели сквозь время. И Витрина - отправная точка моды.
Витрина. Самые модные вещи покупаются и заказываются в самых модных местах с самыми модными витринами. Витрина смотрит на город стильными новинками, формируя стиль города. Модная витрина постоянно меняется, но в ее стеклах лучше всего отражается время.
Платье из ателье Н.П. Ламановой. 1902-1905. Ателье Н.П. Ламановой, дом Адельгейм. Из наследия В.М. Суховой, внучки известной серпуховской промышленности А.В. Мараевой.
Конечно, самое интересное в зале под названием «Витрина» - платье, созданное Надеждой Петровной Ламановой - великим русским кутюрье. До революции Ламанова одевала высший свет Российской Империи, включая саму императрицу, а в 1920-е - стала одним из двигателей нового дизайна костюма для новой страны. Эту женщину называли «гением в юбке» или «русской Шанелью», и не зря.
Фрагменты. Платье из ателье Н.П.Ламановой.
Платье розовое. Вторая половина 1850-х. Россия. - Платье розовое с кружевом. 1967-1968. Модельер И.С. Леонидова. СССР, Москва.
Платье. 1957-1962. СССР, Москва. Принадлежало Л.А. Гвишиани-Косыгиной, дочери дипломата А.Н. Косыгина. - Платье свадебное. 1870-е. Россия.
Деловая улица. В этом пространстве показываются разные образы деловых женщин: от платья на кринолине 1860-х до костюма 2020-х.
Крестьянка в городе. Конец XIX - начало ХХ вв. Россия. - Состоятельная промышленница в дороге. 1900-е. Россия.
Костюмы можно посмотреть и на картинах.
П.А. Нилус (1869-1943). Подруги. 1892. Холст, масло. ГИМ.
На переднем плане дневное платье. 1860-е. Россия.
Визитное платье. Конец 1870-х. Россия. - Дневное платье. 1880-е. Западная Европа.
Плащ-тренч. 1980-е. Фирма Steilmann. Германия. - Пальто. 1974. Модельер А.А.Левашова. СССР, Москва. - Пальто. 1970-е. Югославия.
Вокзал. Это важная часть городского пространства, именно его видят новые горожане первым. Вокзал - это место встреч и прощаний, начало нового и возвращение домой. На выставке этот раздел представлен пятью девушками с цветами: они встречают вернувшихся с войны в 1945 году.
Театр. Это пространство рассказывает о светской жизни, которой всегда богаты большие города.
Голубое платье супруги дипломата. 1940-е. Западная Европа, Норвегия (?). - Вечернее платье дипломата А.М. Коллонтай. 1930-е. Западная Европа. - Бордовое муаровое платье. 1957-1960. СССР. - Синее платье супруги дипломата. 1940-е. Западная Европа.
Платье в стиле модерн. 1908-1910. Россия. - Платье. 2007. Модельер И. Чапурин. Россия, Москва. - Бархатное платье. 2018. Модельер А. Ахмадуллина. Россия, Москва.
Голубое платье фасона A la Grecque. 1908-1910. Россия, Москва.
Кутюрное платье. 1985. Модный дом Givenchy. Франция, Париж. - Платье со львами. 2019. Модельер А. Ахмадуллина. Россия, Москва.
А вот показаны изменения во времени модных аксессуаров.
Коллекция белых блузок. Слева направо: 1900-е - 2022.
Коллекция обуви. 1900-е - 1970-е.
Коллекция сумок. Середина XIX - конец ХХ в.
Среди коллекции сумок особенно выделяется одна - серебряная (начало ХХ в.), вероятно, какой-то ювелирной фирмы российской или западной, жаль, что не указано.
Итак, увиденный стиль на улицах российского города - смесь западных трендов и азиатской яркости, сдержанный шик и пестрота рукоделия, практичность и блеск.
«Мы не пытались охватить всю историю городской моды в России (да и возможно ли это?), но воссоздаем яркие образы женщин в городе последних 160 лет в самых разных обстоятельствах. И да, вы не увидите ни одного мужского образа, мы показываем город женщин во всем его эклектичном разнообразии. Городская улица и городской стиль неоднородны, и мы взяли за основу этот принцип эклектики: не ждите последовательного движения от даты к дате, от костюма к костюму, от платья к платью по хронологической ленте. Вы увидите горожанок разных эпох в разных городских пространствах и обстоятельствах: они спешат на работу, встречают на перроне близких, наряжаются для очень торжественного события» - слова Тима Ильясова, автора выставочного проекта, исследователя моды о представленной выставке.