Вот таким простейшим методом - литьем твердеющей смеси в опалубной форме и строительным грунтом - сделаны все мега-памятники мифического древнего Египта, и не только его, но Египет - классика цеховых создателей истории во всей ее первозданной эффективности и простоте. Метод не требует строительной техники, минимально технологичен, доступен практически везде. В ходе строительства памятников истории он многократно расширен и дополнен. Щитовой опалубкой - деревянной, давшей на памятниках всех широт неповторимые квадратные выемки от бруса, которые не спутать ни с чем. Ближе к концу 19 века - стальным листом. Крупными формами для мегалитических кладок и малыми, мягкими формами - основой полигональных кладок всех мастей. Бесконечным разнообразием смесей, особенно в ландшафтном литье (Каппадокия, Петра, скальные города Крыма...), требующем добавки в смесь порошка из породы, которая имитируется и доливается...
Следы литья повсеместны в памятниках из форм больше кирпича. Практически вся история сделана из литья. Идиотов тесать и таскать каменюги таких форм, массы, в таких объемах, разумеется, не было. Ни у древних эллинов, инков, египтян академистов, ни у анунахов и працивилизаций альтернатистов. Но ученых - вот реальная загадка истории! - вопреки всем фактам заставляют тесать камни вместо очевиднейшего литья. Почему? Это вопрос, ставящий в тупик. Но только при непонимании истории как постановки внематричного цеха. Внематрица, стоящая в истоке науки и научных учреждений, обязала всех историков повторять глупость вопреки очевидному, снабдила науку сведениями о камнетесах сухановых и тягловых рабах, и оставила для себя свободу маневра и деятельности по созданию истории. Академические тесания и таскания требуют огромной материально-организационной базы, волевого руководства, транспорта, логистики, трудовых ресурсов... Только серьезные империи могут себе позволить громадные массы рабочей силы, многие годы и десятилетия что-то рубящей, тешущей, таскающей в невероятных объемах на объекты для культа и пребывания управляющих персон. А литье, доступное малой группе при минимуме техсредств, спускает эти империи, культы и персон, из коих и состоит история, в трубу.
Идем дальше. На очереди - первый в истории надежно засвидетельственный, то есть старейший топ-памятник Египта. Но сперва полюбуемся на опалубные грунты.
Опалубный грунт строителей Египта
Все памятники Египта открывались засыпанными. На всех ранних фото они представляют собой холмы, из которых едва выглядывают верхушки колонн, перекрытия, пилоны, а сложенные на их уровне и на крышах самих построек хибары - однотипные во всех районах и липовых тысячелетиях древнего Египта лагеря строителей - не оставляют сомнений в том, что накануне они были полностью в грунте.
Крупнейший в мире храмовый комплекс Карнак, строился 19 династиями фараонов, македонскими Аргеадами, эллинскими Птолемеями, римскими императорами с 20 в. до н.э. по 1 в. н.э.
Эти многотонные дуры рухнули, едва был убран державший их опалубный грунт. Ненадлежащего качества опора стен и колонн не смогла их удержать.
Обратите внимание на элементы армирования, открывшиеся при падении.
Выемка грунта продолжается ударными темпами. Оба фото - 1851 года.
Тот же Карнак в том же году. Грунт приносной. Ни одна природная сила не носит песок с камнями. Только двуногая.
Жуткое качество литья в Карнаке...
А это фото не ради грунта. Карнак уже хорошо очистили, 1867 год. Умница Бонфилс сдал потомкам создателей Карнака.
По выемке грунта развалилось безобразное литье. Остались висеть балки. Чугун, без сомнений))
*
Точно так же в Храме Ком-Омбо (строили Птолемеи в 188-44 гг. до н.э.) рухнуло литье, положенное на строительный грунт, едва его стали убирать. Кстати, видно, что и грунт-то не местный, привозной.
* Храм в Тафисе, построен императором Августом в 25 г. до н.э.-14 г. н.э., подарен Нидерландам, разобран и перевезен в Лейден в связи с затоплением Асуанской ГЭС.
Фото 1850 и 1851 годов.
Под завязку набит землей и камнями)) Перекрытия делались на грунте. На втором фото - вот так и фиксировали опалубные формы, засыпая грунтом.
*
Три смешные работы, если смотреть комплектом. Вади-эс-Себуа, комплекс из храмов Аменхотепа III (14 в.до н.э.) и Рамзеса II (13 в.до н.э.) и аллеи сфинксов. Снимки одного года - 1851. Одного фотографа Феликса Тейнарда. Раскапывание шло на глазах у него. Очень спешили. Даже сфинксов, охраняющих подход, завезли еще до его откапывания.
Чтоб было понятно, для чего тут сфинксы:
* Великий Луксорский храм (строил Аменхотеп III в 14 в. до н.э., достраивали Тутанхамон, Хоремхеб, Рамзес II) в засыпанном виде можно показывать десятками снимков, с самых первых, 1850-51 годов.
Но мне симпатичен этот засыпанный Луксор, а в нем - набор каркасов для заливки))
* Священный остров Филе; ниже разберем один из его памятников.
Египетские колонны найдете без труда. Найдите верхушку Храма))
*
Храм Птолемея в Дейр-эль-Медине. Строили Птолемеи от Птолемея IV Филопатора (222-203 гг. до н.э.) до Птолемея IX Эвергета II (146-117 гг. до н.э.). Вон он, посередке выглядывает.
*
Храм Хнума в Эсне. Начал Птолемей III в 237 г. до н.э., достроил Птолемей VIII в 142 г. до н.э. Найдите место, снятое в 1851 году, оцените высоту, на которой стоял фотограф на грунте.
*
То же состояние объектов, но еще более засыпанных, подтвеждает Денон, член экспедиции Наполеона 1798 года.
И Шампольон, изучавший Египет в 1828-29 годах.
Старейший памятник Египта 1730 года
Год назад журнал «Наука и религия» начал проект диалога с учеными официальной науки. Предварительный итог в моем комментарии . Отдельно похвастаюсь последним из названных результатов. Теперь можно вполне уверенно показать самый древний на сегодня топ-памятник Египта, у которого определяется год постройки - Иглу Клеопатры, сделанную в 1730 году. Раз триста повторял троллям, традикам и альтикам, приписывающим мне «150-200 лет строительства Египта», что строительству истории три века, Египет начали строить с начала 18 века. Сейчас могу показать конкретный объект, пусть придумывают чего-нибудь еще...
Первоначально планировавшийся в Питере обелиск на месте Александровской колонны - практически копия двух Александрийских гранитных обелисков, якобы вырубленных в Асуане при Тутмосе III и привезенных в Гелиополь в 1475 году до н. э., а при императоре Октавиане Августе - в Александрию в честь победы над Антонием в известном сюжете. Там и получили название: Иглы Клеопатры. С первых же описаний один стоял, второй лежал в песке. В 1730 году стоявший был описан и подробно зарисован исследователем-паломником Григоровичем-Барским - книга издана Потемкиным в 1778 году. Стоячий был подарен США и перевезен в Нью-Йорк, лежачий подарен Англии и перевезен в Лондон. Там и находятся по сей день.
Слева нью-йоркский, справа лондонский, в центре проект Александрийского обелиска, все три - фактически один проект одного цеха.
Вес Лондонского обелиска 180 т, Нью-Йоркского 244 т. Доставка и установка обелисков в 1878 и 1881 годах в эпоху механизмов и стали были задачами решаемыми. В этом посте хорошая подборка материалов по доставке-установке Нью-Йоркского, более тяжелого. Здесь подборка по Лондонскому.
Самое интересное не это. До отправки одного из Александрийских обелисков в Нью-Йорк в Александрии проводили раскопки основания. Имеется фото раскопанного основания с обеих сторон.
Налицо чугунный остов, на котором и отливался постепенным поднятием грунта и опалубных форм обелиск. А без него 244-тонное сооружение априори стоять не будет.
Вот это, пишут, бронзовые опоры из-под Нью-йоркского обелиска. Стояли в двух углах по диагонали, в двух других опорами были камни.
Проблема в том, что при весе 244 тонны подпорочки из медных сплавов сомнутся, как пластилин, и без этих табличек ясно.
И чугуняка на фото на эти декоративные подпорочки из бронзы отдаленно не похожа. И что, интересно, за камень мог - в теории - подпирать два других угла? Рыхлая глыба рядом с чугуном - явно не он.
А если мы посмотрим на угол с "бронзовой подпорочкой" на правом фото с раскопок, то увидим, что фотограф примитивными средствами , доступными в 1880 году, т.е. легкими движениями кисти еще по мокрому, поработал над этим углом, замыливая изображение. А потом так же примитивно нанес изображение реечки поверх своего замыливания)) Средств фотошопа не было, увы, у фотографов 140 лет назад... Левое фото вообще какое-то дурацкое рисование. Фотограф явно не из поколения камеры Обскура, те рисовали в два масштаба аккуратней.
Теперь якобы свидетельство. В 1651 году прибыл в Александрию старец Арсений Суханов, и описал град пречудный зданием, что был знатно украшен, а ныне пуст. Им же дано описание и игл Клеопатры, и пирамид в книге "Проскинтарий».
Впервые в печатном виде «Проскинитарий» был издан в 1837 году в составе 2 тома «Сказаний русского народа» Иваном Сахаровым в журнальной версии, в 1849 году в книжной. До этого труд существовал в списках. Сегодня даже церковные круги множество таких списков объявляют подлогом . Сахаров указал, что печатал со списка конца 17 века, сверенного с синодальным оригиналом. Издатель 1870 года называет своими источниками «рукопись недревнюю, сверенную со списком» самого Суханова из синодальной библиотеки, рукопись этнографа 19 века Перевощикова и рукопись, датированную по шрифту, которым она исполнена, временем «около 1730 года». Эту дату «свидетельства Суханова о пирамидах» нам и придется принять за первую более-менее надежную. Здесь это якобы «свидетельство»
Пристроены в конец главы о посещении Египта три строки, между описанием крокодилов и живности на индийском базаре и поля с мумиями.
Цитата:
Во Египтѣ же за рѣкою Ниломъ, идѣ же столпы древніе фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены.
Это всё.
Египтом тогда назывался город Каир. Инспектировал Суханов Александрийский патриархат, один из четырех, посещенных автором. Понятие у переписчика , дописавшего в «труд Суханова» фразу о пирамидах, еще более мутное, чем у Потемкина, издавшего труд Василия Барского посмертно, он даже и слова «пирамиды» еще не знает.
Хотя Суханов, считается, был великим знатоком и переводчиком греческого.
Понятно, что никаких пирамид в нынешнем виде мифический Суханов видеть не мог; они бы обязательно нашли отражение в каком-нибудь более конкретном виде. Как не имел понятия о том, как называется этот вид памятников, ранний переписчик труда Суханова в 1730 году. Они планировались к постройке, но им даже названия еще не придумали. И не определились с формой - уж четыре-то грани величайшего чуда света обязан был заметить любой мифический и немифический Суханов.
Вывод: пирамиды в программе строительства истории в планах были и начали вклиниваться цехом в письменные источники как минимум с 1730 года, но цех создателей истории еще не определился ни с формой , ни с названием. Работы в 1730 году не начинались, пирамиды еще не были заложены; четырехгранная форма пирамид закладывается сразу, если кто не знает))
А это страничка с описанием Иглы Клеопатры у Суханова.
Автор обычно весьма точен в описании размеров, но здесь грубейшим образом ошибся.
12 саженей - 25 с лишним метров.
Высота Иглы менее 21 метра. Из них, как мы помним по фото раскопок, не менее 4 метров было в земле.
Ошибиться в полтора раза едва ли мог автор, всегда и везде указывавший размер.
Описание изображений еще более странное. Ни на нью-йоркском, ни на каком другом египетском обелиске нет такого:
сабли, луки, рыбы, головы человѣчьи, руки, ноги, топорки, а инаго и знать нельзя
Объясняются эти странности, на мой взгляд, только одним. Как и с пирамидами. На момент самого раннего надежного списка 1730 года обелиски, как и пирамиды, в проекте были, а исполнения, как и «древнеегипетской письменности», и понятия о ней в научном обороте, еще не было.
И наконец, самое интересное.
У раннего источника, который «переписывал Суханова» в 1730 году, написана галиматья относительно барельефов на обелиске и в полтора раза завышена высота. Он не мог видеть обелиск, но знал о нем.
Рисунок Барского также датирован 1730 годом, но он бесспорно рисовался с натуры. Сравним с оригиналом в Нью-Йорке.
Характерно искажена перспектива у Барского - верх сжат, чем выше, тем сильнее, низ растянут. Такой ракурс возможен, когда художник стоит ближе к колонне и примерно на треть длины колонны выше фотографа. Сейчас такая точка в воздухе.
Это сравнение очень многое дает.
Барский застал финал строительства - уборку строительного (опалубного) грунта.
И мы вслед за Барским вполне уверенно можем датировать окончание строительства 1730-м годом.
У цеховика - «переписчика Суханова» было представление об обелиске, но в момент его последнего впечатления он мог видеть только холм, на верхней площадке коего еще шла работа по формовке обелиска.
«Сабли, луки, человеческие головы, рыбы, ноги, топорки...» вполне могут быть и реальными фигурами барельефов, опалубные формы для оттиска которых товарищ видел вблизи. Откуда ему знать, что наборы картинок без видимого смысла - это и есть «древнеегипетские письмена», картуши?)) Вот и написал такую хрень. Как видно, принципы «древнеегипетской письменности» были только что созданы, и даже не всякий важный цеховик знал об этом. Подождал бы еще с полгодика - глядишь, и сделал бы Суханову правдоподобное описание. Но сроки горели как видно... У цеха всегда так, косяки были и три века назад.
* Есть еще два памятника, имеющиеся на рисунках Барского и названные в его книге - вторая, лежачая Игла Клеопатры и стоящая колонна Помпея.
Они старше Нью-Йоркской Иглы, хотя вряд ли больше, чем на годы.
Лежачая, лондонская, никогда не стояла, в Лондоне ее и поставили первый раз. А в Александрии делали на месте, опалубной формой, что заметно по закругленности грани, резко отличающей ее от четкой, граненой нью-йоркской Иглы, делавшейся вертикально, строительным грунтом. Слегка продавила масса опалубный листовой металл характерным для металлической формы образом - строители или с порциями частили, или сроки схватывания не блюли.
Опалубные формы снимались выкапыванием. Как вынули форму, так и бросили обелиск, даже не прикопав как следует; цех всю дорогу делает такие вещи по минимуму. Иллюстрация в книге, художник David Roberts, 1846 год.
Стоять обелиску не на чем, пятка гладкая, остова нет.
Обратите внимание, каким образом стропят колонну со стороны основания - это единственный возможный способ.
Сравните со строповкой нью-йоркской Иглы: так цеплять стропальные элементы можно только за каркас - одно целое с обелиском.
И еще раз помянем единый цех, делавший историю и в Египте, и в Питере. Второй готовый к моменту достройки Иглы Клеопатры александрийский памятник, колонна Помпея - технологическая копия питерского Александрийского столпа, сделанного век спустя той же технологией - составной сердцевиной под гранитную оболочку. Зайдите на ссылку и посмотрите, как строилась Александровская колонна, и по каким признакам это можно определить.
Таких фото от реставраторов, как с питерской колонны, не нашлось, есть только туристские фото снизу. Но и на них прослеживаются характерные волны питерского столпа - при этом освещении, например.
И продольное латание оболочки, очень характерное для питерского. Шов от опалубной формы просматривается вдоль заплат реставраторов, он вполне мог стать причиной продольной трещины в оболочке.
И перекос с энтазисом.
Строительный грунт на колонне Помпея использовался только для создания сердцевины, дальше нужны леса подвид питерских на картине Гагарина и кольцевая опалубка из створок.
От самого старого памятника древнего Египта разряда топ - к самому молодому в этом же топ-комплекте. И это не какой-либо из объектов Гизы, достроенных к наступлению эры фотографий, а великий комплекс на противоположном краю Египта Абу-Симбел.
Когда достраивали Абу-Симбел?
Вполне уверенно можно датировать концом 18 века начало строительства, концом 1840-х годов финал строительства храма Абу-Симбел Рамсеса II, высеченного у науки в 1200 году до н.э. и посвящённого богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху.
Того самого, который ЮНЕСКО спасала для человечества, разобрав в 1964 году и собрав в 180 метрах дальше и в 60 метрах выше прежнего места в 1968 году.
Рядок, слева направо: Амон, Ра, Птах и приравненный к богам Рамзес.
Фото 1856 года.
Отметим не заштукатуренный предмет размером в половину роста человека, похожий на тазик или отражательную лампу, который на всех фото следующих лет заштукатурен.
И рассмотрим автографы.
Явно читаемая надпись с годом , выдавленная по сырому, на груди товарища Птаха: ADUXKULA 1823. Фамилия смахивает на грузинскую, есть такое украинское окончание, но больше похожа на фамилию англоговорящего индийца.
Ниже фамилия, безусловно, греческая. Заканчивается на εkau - через эпсилон, букву, использующуюся в современном греческом письме.
О том, что это не дранье каких-нибудь туристов (коих в Египте и Абу-Симбеле не было в те годы), свидетельствует дранье некой Мэри Лич на руке Птаха, отдаленно не похожее на надписи индуса и грека.
Есть другие надписи. Испанец или американец ALFRED ARAGO отметился на "основании скалы", но по застывшему, в 1807 году.
Под бородой Птаха отметился скорее всего итальянец с именем MAXIMILIAN. 20/3, год похож на 1833-й.
Над Максимилианом читается не ясно кем поставленный год 1821 или 1827.
Разноязычных надписей очень много. Выделяем только самые интересные. Фото 1853 года.
На голени Амона (крайний слева в тройке богов и приравненного к богам Рамзеса) четко читается C C BLACK - нацию гадать не надо, выше фамилия итальянца, заканчивающаяся на MOZI, и год, заканчивающийся на 20. Ясно, что 1820.
На божественном животе Амона возле пупа не ясно кто начертал себя в веках, виден год - 1801 либо 1831.
На голени рядом сидящего товарища Ра (второй слева) кто-то с фамилией, заканчивающейся чуть ли не на МOВЪ - с "ером", то есть русскоязычный - подписал год - 1833.
На коленке другой ноги бога Ра , под арабской вязью выдавлено по сырому очень похожее на 1830 1835. То есть, ноги делали последними.
И не только ноги. Кто-то особо наглый пропечатал себя на физии самого Рамзеса, пока она не застыла!
Есть и другие надписи. Любой желающий может поискать на этих и других фото.
Почему это не могли сделать ученые, путешественники, не существующие на тот момент туристы? Все очень просто. Колоссы были завалены песком. В 50-х годах их постепенно расчищали. Расчищали колоссов, начиная с левого - Амона. Правый с краю Рамзес был завален до последнего момента расчистки.
Фото в обратной последовательности - с 1860 по 1850 год, когда начали фотографировать Абу-Симбел.
Все расчищены, завален только Рамзес по локоток.
Песок на уровне локтей-коленей Птаха - третьего слева, по щиколотку Амону - первому слева.
Четвертый слева Рамзес засыпан выше шеи, третий слева - Птах по локти, второй слева - Ра по колени.
Песок по плечо-грудь третьему слева - Птаху.
И вот они самые ранние снимки 1850-51 годов. Первый слева - Амон - засыпан по грудь. Более ранние найти не удалось. Скорее всего, их и не делалось. Все показанные надписи на момент этого снимка находятся ниже уровня песка.
Это значит, что никакие ученые, зеваки, туристы сделать их не могли. Только строители, интернациональная команда, грамотная часть, в отличие от местных зека-рабов (покажем дальше). Сделали и по обыкновению засыпали песком, от которого ученые откопали колоссов только в 1850-е годы.
Цех строителей истории был таким же интернационалом, как и в наши дни.
В обсуждениях обычно троллят эту тему фантазиями про песчаные бури, которые занесли колоссов после 1830-х годов. Чушь, конечно. В каменистой местности в верховьях Нила вообще почти нет песка; его для этих колоссов и на подсыпку для нынешних туристов надо целенаправленно завозить.
А песок над старым памятником - не просто песок, а вперемешку с камнями. Ни одна троллевая буря их не принесет, это может сделать только двуногая сила.
Автографы древних египтян
Напомним и чуть подробней разберем ранее уже показанные визы строителей и покажем несколько других.
Нашелся оригинал фотографии с автографом на сырой колонне Храма Хнума в городе Исне. Начатого великим строителем Древнего Египта Птолемеем VIII во 2 в. до н.э., законченного при древнеримлянских императорах Тиберии, Клавдии, Веспасиане в 1 в. н.э.
Больше таких зеркально перевернутых фотографий у автора, американского фотографа Генри Бехарда, в коллекции нет. Человек, который зеркально перевернул фотографию, а возможно и сам автор, наверняка хотел этим сказать, что на фотографию надо обратить внимание.
Автографы аккуратно выведены по сырой штукатурке тонким круглым предметом, скорей всего пальцем.
Без всяких сомнений, надпись, а стало быть и колонна, делалась в марте 1823 года. Фамилии людей, оттиснувших надпись, оканчиваются на SBERG и BRAND. Вполне себе древнеегипетские фамилии. У них , у древнеегиптян, еще и не такие встречаются ))
В Европе слово "март" в дате таким образом, через S, пишут французы и исландцы. Понятно, что авторы надписи на сырой колонне - французы; исландцам в начале 19 века в Нубии точно делать нечего.
Кто-то третий , также европеец, оттиснулся выше.
Причем, Берхард снимал, находясь вровень с капителью, еще когда опалубный грунт не был унесен. Сейчас такие ракурсы невозможны.
Обращаем внимание на леса и тарные ящики, только что вскрытые. В ящике какие-то шмотки, или что-то завернуто в бумагу, за ящиками коробочки... Видимо, косметический ремонт Древнеегипта, заделка дыр, подкраска фресок и - тадааам! - затирка вот этих автографов.
Обратим внимание и на стену лагеря строителей - все еще вровень с капителями.
Два фото этого Храма 1851 года из коллекции Библиотеки Конгресса США. На месте и грунт - "подъемный кран" древнеегиптян, и временные стенки местной рабсилы - коробочка для грунта.
Грунт еще только из-под перекрытий выбрали.
* Эта загадочная фотография 1850 года приписана Фрэнсису Фриту . Чего быть не может, поскольку данный фотограф снимал Египет с 1856 года. На ней замечательный автограф на колонне священного острова Филе. Здесь погребен Осирис, в честь которого построены Храмы Изиды и Хатхор, возведенные фараоном Нектанебом (380-362 гг. до н. э.). К ним пристроил киоск, в котором приносил Осирису жертвы, император Траян (53-117 гг. н.э.). На нем и отметился оттиском по сырому некто KOCH в 1836 году н.э. Что говорит о том, что достраивалось сооружение - технически обычный египетский недодел - еще и в 19 веке.
Небольшое изыскание подтверждает, что сооружение строилось на глазах авторитетных очевидцев. Доминик Виван-Денон, великий ученый Наполеона и первый директор Лувра, в 1798 году (издано в 1802 году) четко нанес жертвенник Траяна на схему, но зарисовывать не стал, дал только общий дальний план без подробностей. Что означает: киоск Траяна был начат, но не сделан.
В 1828-29 годах еще более великий ученый, куратор Лувра Жан-Франсуа Шампольон начертил схему и изобразил мало похожий объект.
Рисунок капителей у него другой; и на реальном объекте, как на прежнем Филе, так и в перенесенной версии на Элефантине, все капители разные. В квадратных колоннах над капителями в форме лотоса до перекрытия у Шампольона три блока, у реального объекта четыре. Низ не декорирован панелями, а выложен блоками. Все это означает, что великий Шампольон знал примерную стилистику объекта, возможно, имел эскиз (цеховик как-никак, сотворец истории, как и Денон), но готовый киоск Траяна в глаза не видел, потому что он еще не был готов.
На следующих фото Вильгельма Хаммершмидта 1862 года и того же Френсиса Фрита 1857-59 гг, мы видим, что штукатурку с колонны с автографом обвалили свирепым образом, открыв обычную непритязательную внутренность древнеегипетских колонн - забутовку всякого мусора. Спасибо безвестному строителю Египта Кочу за его нескромность и неизвестному фотографу (ну явно же не Фрит) за то, что ее увековечил.
Фото с обваленным автографом и нынешний вид.
Или другими словами: существование объекта "киоск Траяна" еще во время пребывания в Египте Шампольона в 1828-29 годах - подлог, в коем поучаствовал и сам великий египтолог. Была только стройка и эскиз, достраивался объект в 1830-е, в том числе в 1836 году увековечившим себя Кочем.
А вот другой перенесенный в 20 веке памятник Абу-Симбел Шампольон рисовать не стал. Посетовал, что его занесло песком - и все. Удивительно, как сверхплодовитый график, рисовавший вообще все, что на глаза попадет, вплоть до десятков бытовых сцен, настолько пренебрег столь выдающимся памятником, что не сделал ни одного плохонького наброска))
Даже голову крайнего левого колосса, товарища Амона, торчавшую из песка, не стал изображать. Значит, не торчало никакой головы Амона, потому что не было ее еще.
* Очередная виза древнеегиптян. Даты нет, но ясно читаемое слово second. Выведено пальцем, по сырому элементу колонны, под капителью. В одно время с нанесением древнеегипетских иероглифов путем оттиска по штукатурке. Вот и англичанин среди древнеегиптян отметился)) Это храм Изиды на острове Филе, один из самых ранних памятников древнего Египта. В истории строился Птолемеем II в 3 веке до н.э., действовал до 3 века н.э. Описан и зарисован еще художниками Наполеона, т.е. начал строиться в 18 веке. Фото 1900 года, то есть за два года до первого поднятия уровня Нила английской плотиной и за 65 лет до спасения шедевра ЮНЕСКО и переноса его в другое место.
Остался до наших дней.
Немного соображений по поводу обстоятельств и времени появления надписи - строительства древнеегипетского храма.
Одновременность нанесения иероглифов и фразы на английском, как и смысл фразы - второй говорит о том, что при строительстве либо штакатурении уже поставленной болванки велась аккуратная работа по нанесению древнеегипетских письмен, в нужной последовательности, и никак иначе. Англоязычный древнеегиптянин , наносивший письмена, сверялся с проектом-конспектом и сам для себя сделал памятку, чтобы продолжить работу. Но она по какой-то причине не продолжилась, надпись осталась, строители сдали объект ученым и миру. Знаменитый дешифровщик письменности древнеегиптян Шампольон ко времени создания-описания храма Изиды в лучшем случае пешком под стол ходил, либо вовсе пребывал в проекте. Разными проектами, предложениями и образцами расшифровок, классификаций, систематизаций египетских иероглифов до храма Изиды занимались с 1738 года английский ученый-епископ Вильям Уорбентон (1698-1779) , французский историк-востоковед Христиан Луи-Жозеф де Гинь (1721-1800), датский учёный Иоганн Георг Цоэга (1755-1809) и - внимание - английский ученый доктор Вильям Стакли (1687-1765), основавший в 1741 году в Лондоне Египетское общество и представивший в 1762 году Лондонскому Обществу Древностей свои труды по классификации древнеегипетских иероглифов. Тот самый Стакли, что опубликовал две книги с описанием Стоунхенджа, на которые все справочники ссылаются, но в которых описанный объект ни в какой степени на Стоунхендж, построенный в 1949-58 годах, не похож - здесь иллюстрации и чертежи этого объекта из трудов данного сэра, здесь книга, в которой эти чертежи приводятся . Вполне можно предположить дату создания надписи и храма - в районе 1762 года. Разумеется, не сам доктор надписи наносил; он к тому времени был старенький и не шастал по нильским островам. В латинском языке - если кто-то про древнеримлян вспомнит и решит, что это они высекали надписи, кривыми буквами, написанными рукой - слова second нет, а есть слово secunda.
В следующем "Мороке" продолжим разбор автографов и покажем тягловую силу цеха строителей истории.
[ставлю это, куда деваться...]Сейчас многие блогеры собирают донаты. До поры воздерживался, но приходится обращаться. Кто считает, что эта работа заслуживает какой-то оплаты - буду признателен. Карта Сбербанка 4276020014219544. Яндекс-кошелек 410013946572302.