Очередной «дружеский привет» прилетел России из далекой Японии. Популярное тамошнее издание «Санкэй симбун», близкое правящей партии, к которой принадлежит премьер-министр Синдзо Абэ, фактически обвинило СССР в «вероломном нападении» на Японию и совершении «государственного преступления».
При этом автор публикации японский журналист Рёсукэ Эндо укорил российского президента:
Президент России Владимир Путин... настаивает на справедливости начала военных действий против Японии. По нему не скажешь, что он серьезно настроен на решение проблемы «северных территорий».
Чтобы взять в толк, о каких таких «преступлениях» рассуждают в Токио, надо понимать, чему нынче учат в японских школах.
Там не говорят, что Япония была союзницей нацистской Германии и проводила агрессивную захватническую деятельность. Не рассказывают о Нанкинской резне, когда японские солдаты убили не менее 300 тысяч китайцев. В их реальности две американские атомные бомбы, упавшие на Хиросиму и Нагасаки, спасли миллионы, которые должны были погибнуть при десанте на островное государство. А раз так, то атомная бомбардировка двух мирных городов со стороны США была благом для Японии, поскольку после принесла мир и демократические ценности.
Вместо этого на роль главного злодея назначен СССР, ну и, получается, Российская Федерация как его правопреемница. Как же так вышло? В современной японской мифологии догмой считается следующее:
Советский Союз нарушил пакт о нейтралитете, незаконно оккупировал Южно-Курильские острова, которые принадлежали Японии, и что интернирование тысяч японских военнослужащих было незаконным.
Итак, в Токио искренне убеждены в вероломстве Сталина, который нарушил пакт о ненападении. Но в реальности все было несколько иначе.
Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены только в 1925 году. Напомним, незадолго до этого в ходе Гражданской войны огромные территории на российском Дальнем Востоке были оккупированы и разграблялись этими самыми японцами. С 1926 по 1936 годы, Москва неоднократно предлагала Токио подписать пакт о ненападении, но получала отказ. На фоне того, что в 1931-1932 годах японские военные захватили и оккупировали Маньчжурию, приблизившись к советским границам, это выглядело достаточно многообещающе. В 1937 году аппетиты Токио распространились на весь Китай.
При этом Япония откровенно проводила
политику антисоветской направленности. В 1936 году был подписан «Антикоминтерновский пакт», ознаменовавший начало союза с нацистской Германией. А в 1940 году Токио заключил Тройственный пакт с Берлином и Римом, разделив между собой Европу и Азию. В 1938 и 1939 году произошли прямые военные столкновения с японцами на Хасане и Халкин-Голе. Большим тактическим успехом Кремля было подписание пакта о ненападении с Германией в 1939 году. Смена японского правительства привела к переориентации идеи внешней экспансии в Азиатско-Тихоокеанский регион, где произошло дальнейшее столкновение уже с США.
Пакт о нейтралитете между Японией и СССР был подписан 13 апреля 1941 года сроком на пять лет. Однако в Токио продолжали рассматривать военные планы против Красной Армии под кодовым названием «Кантокуэн» при помощи Квантунской армии, которая насчитывала 1 миллион солдат, 1,2 тысячи танков, 1,9 тысячи самолетов и 6,6 тысячи орудий. Разгром нацистской Германии в мае 1945 года не означал автоматического поражения Японии. Потери при возможной высадке на японские острова оценивались в миллион человек.
5 апреля 1945 года, СССР по согласованию с союзниками по антигитлеровской коалиции принял решение о денонсации пакта о нейтралитете с Японией. В качестве обоснования совершенно справедливо было указано, что Германия, союзница Японии, вероломно напала на СССР 22 июня 1941 года. При этом Токио находится в состоянии войны с Лондоном и Вашингтоном, которые, как и Москва, являются членами антигитлеровской коалиции. После этого последовал блестящий разгром Квантунской армии, и СССР получил в качестве военного приза Курильские острова.
Вот, собственно говоря, и вся история «пунктиром». Но теперь в Токио почему-то считают денонсацию пакта «вероломством». В принципе, понятно, почему. Если нападение было «преступным», то «преступно незаконен» и переход Курильских островов в состав СССР.
Примечательно, что издание «Санкэй симбун» фактически подняло ставки, указав не только на «захват Курил», но и на судьбу японских военнослужащих разгромленной Квантунской армии. После нормализации отношений, из более чем миллиона пленных, домой вернулось около 730 тысяч человек. Надо полагать, что в случае положительного для Токио урегулирования статуса «северных территорий» будет поставлен вопрос о компенсациях семьям «невинно пострадавших от русской агрессии» самураев? Аппетит, как известно, приходит во время еды.
Источник
https://narodreporter.livejournal.com/98948.html