Как говорится, старость не радость. Особенно нерадостной она стала в конце XX столетия. Почтению к пожилым людям в доминирующей ныне системе ценностей отведено место на задворках. Поэтому стариков унижают, а в лучшем случае просто терпят.
Их не любят. «Они - «износившиеся вещи», и из них нечего выжать. Их, несносных, надо поддерживать. А ценны они лишь тем, что могут отписать в завещании наследство. Но если у них за душой нет ни гроша, то они - нахлебники». Описанное здесь отношение к состарившимся отцам и матерям - результат пренебрежения этикой священных писаний. У некоторых народов материалистическое отношение к старикам принимало крайне неприглядные формы. Около ста лет назад
И.И.Мечников (1845-1916) упоминал об этом в своих трудах, посвященных проблемам старости.
«По всей Меланезии распространен обычай закапывать живыми стариков, бесполезных для работы. На Огненной Земле, когда угрожает голод, старух убивают и поедают раньше, чем собак. Туземцы объясняют это тем, что собаки ловят моржей, между тем как старухи не могут делать и этого...» Мечников проводит различие между внешними проявлениями плохого отношения к старикам у туземцев и цивилизованных народов. Однако он указывает на одинаковый внутренний мотив тех и других: «Цивилизованные народы не поступают, как жители Огненной Земли или другие дикари; они не убивают и не съедают своих стариков, но тем не менее жизнь последних часто становится тяжелой.
На них смотрят, как на тягостную обузу, потому что они не могут быть полезными ни в семье, ни в обществе. Не считая себя вправе избавиться от них, все же желают их смерти и удивляются, почему так долго не наступает желанный конец... При беглом просмотре хроники преступлений поражает количество убийств стариков и особенно старух. Легко выяснить мотивы таких преступлений. Один преступник, сосланный на Сахалин за убийство нескольких стариков, наивно говорил тюремному врачу: «Что их жалеть: они были уже стары и без того умерли бы через несколько лет»*.(Прим.:Илья Мечников "
Этюды оптимизма", с.20-21 Интервью с преступником приведено в книиге со ссылкой на "Медицинскую газету",1904, с.50)
Мечников совершенно ясно определяет мотивы плохого отношения к старикам. Человек, считающий, что жизнь дается лишь один раз, склонен думать о пожилых людях примерно так: «Все равно они скоро прекратят свое существование. Зачем же заботиться о них? Уж лучше подумать о тех, кто молод, у кого все еще впереди. Только они могут быть полезными обществу!» В наше время положение усугубилось. И этого следовало ожидать.
Доктрина «Одноразовая жизнь» разрушила в людях приверженность к христианской этике, благодаря которой почтение к старикам сохранялось в тех странах, где христианство доминировало. А потому многие современные люди боятся старости больше, чем смерти. Не питая иллюзий, они не ждут, что на склоне лет к ним будут хорошо относиться. Человек предвидит, какую боль ему придется пережить, когда дети отвернутся от него, а государство, на которое он работал всю жизнь, одарит его «щедрой» пенсией.
Это нищенское пособие вызовет в нем дилемму: «Должен я плакать или смеяться?» И после этой психической боли старику придется пережить еще много много трудностей - фактический голод, болезни, неимение денег на лечение и т.д. Поэтому молодые люди в наши дни не хотят доживать до старости. Разумеется, в некоторых странах, скажем, в Германии, люди преклонного возраста чувствуют гораздо больше заботы, чем российские старики. Но как немцы достигли этого? Они составили конституцию, учитывающую нужды старшего поколения.
А принята она была, когда закладывался фундамент государства ФРГ - через несколько лет после поражения гитлеровцев. В создании новой конституции принимал самое активное участие канцлер Конрад Аденауэр, взявший в руки бразды правления разбитой страной. До того, как стать германским правителем, Аденауэр был «одним из руководителей католической партии «Центра», а с 1946 он уже никто иной, как «председатель партии Христианско-демократический союз» (БСЭ т.1.с.222).
Аденауэр и авторы новой немецкой конституции учитывали христианскую этику, что включает в себя заботу о старших. Конечно же, идеологи не внесли в тот законопроект многие другие правила божественной нравственности, и поэтому в жизни немцев присутствует немало других проблем (например, разбалованность детей, молодежи, внебрачные половые связи). Тем не менее, забота о стариках привилась, а потому люди уверены, что в старости будут иметь хорошую пенсию и уютный кров. Однако там, где завет Бога о почитании старших попран, людей ждут мрачные дни томительного угасания. Но так не должно быть! Господь сказал в десяти обращенных к Моисею заповедях: «
Почитай отца твоего и мать твою...».
А Тихон Задонский, говоря о воздаянии благодарности родителям, объясняет как ее нужно оказывать:
«1) во всяких нуждах им помогать;
2) когда они не имеют довольствия, питать и одевать их;
3) в старости или в болезни приключившейся, или в другом каком случае немощи их прикрывать или извинять, как сделали Сим и Иафет, сыны Ноевы (Быт. 9.23)»*
(*Прим.: Схарх. Иоанн (Маслов) "Симфония...". с.302).
Почтению к старшим придавали высокое значение и китайские мудрецы. Самый выдающийся философ эпохи династий Сун и Мин
Чжу Си (1130-1200) объяснял, как человек может развить в себе уважительное отношение к старикам. Он утверждал, что если люди понимают высшую истину, то знание о том, что следует вести себя почтительно, просыпается в них естественным образом. «Когда истина понята, - говорил Чжу Си, - с этого времени не может не быть сыновней непочтительности, в служении старшим братьям не может не проявляться чувство уважения со стороны младшего брата, в отношениях с друзьями не может не соблюдаться доверие».
А Будда сказал: «У того, кто почтителен и всегда уважает старых, возрастают четыре дхаммы: жизнь, красота, счастье и сила». Ведические принципы жизни так же, как библейские, китайские, буддистские и исламские, называют уважение к старшим важнейшим элементом культуры. Ниже мы приводим иллюстрирующий это комментарий Шрилы Прабхупады из Первой песни Шримад-Бхагаватам. В нем говорится не только о важности заботы о стариках, но также и о правильном отношении к другим нуждающимся в защите существам. «В те славные дни, предшествовавшие наступлению века* Кали, брахманы (священники), коровы, женщины, дети и старики всегда находились под должной защитой.
1. Защита брахманов обеспечивает существования института варн* и ашрамов **, наиболее научно обоснованной цивилизации, позволяющей встать на путь духовного развития. ( *Варна - род занятий в соответствии с природными склонностями человека. |** Ашрам - уклад жизни, например, жизнь в семье.)
2. Защита коров обеспечивает общество самой замечательной пищей - молоком, которое способствует развитию тонких тканей мозга, необходимых для постижения высшей цели жизни.
3. Защита женщин поддерживает целомудрие общества, бла годаря чему рождаются поколения людей, приносящие в общество мир, спокойствие и прогресс.
4. Защита детей предоставляет человеку максимальные возможности подготовиться к освобождению из материального рабства. Защита детей начинается с момента зачатия ребенка в процессе очистительного обряда гарбхадхана-самскары, знаменующего начало чистой жизни.
5. Старики, находящиеся под защитой, получают возможность подготовиться к лучшей жизни после смерти...
Убийство этих невинных существ категорически запрещено, так как человек, даже просто оскорбивший их, сокращает свою жизнь. В век Кали они не имеют необходимой защиты, поэтому продолжительность жизни нынешнего поколения людей заметно сократилась. В Бхагавад-Гите утверждается, что когда женщины не имеют надлежащей защиты, они лишаются целомудрия, и из-за этого на свет появляется нежелательное потомство, варна-санкара. Оскорбить целомудренную женщину - значит сократить свою жизнь». В наше время невинных существ не просто оскорбляют. Их безжалостно убивают.
С тех пор, как безбожниками были изобретены взрывчатые вещества, слабых и невинных существ уничтожают тысячами и миллионами. О, как часто мы слышим о том, что военноначальники отдают приказы на забрасывание бомбами городов! А ведь там проживает мирное население! Сие злодейское поведение - новшество материалистического государственного строя. В действительности же, убийство мирян противоречит истинным законам ведения военных действий.
Это описывается в «Дханур-веде» (писании о воинском искусстве). Услышав о «Дханур-веде», кто-то может спросить: «Почему же всемилостивый Верховный Господь предлагает писание, в котором даны правила ведения воинского дела?» Увы, периодически жители материального мира испытывают желание сражаться, чтобы завладеть какой-нибудь собственностью или участком пространства. Из-за духовной слепоты и несовершенства разума людям хочется беспредельно расширять свои владения и увеличивать богатство.
А неуемная жажда наживы и власти порождает желание обманывать других живых существ и издеваться над ними. Но это никому не сходит с рук.
Униженные потерпевшие, испытывая обиду и гнев, таят недоброе. Они ищут случай, чтобы отомстить оскорбителям. Поэтому в материальном мире вооруженные столкновения повторяются вновь и вновь.
И это будет продолжаться до тех пор, пока общество будет использовать материальную философию, потворствующую стремлению к наживе.
Если человечество хочет избавиться от войн, ему непременно следует принять духовную философию, которая объявляет стремление к наживе низким устремлением.
Как-то известный итальянский философ-католик
Марсилио Фичино (1433-1499) назвал зло неотъемлемым атрибутом материального мира: «Зло с корнем вырвать невозможно. Должно же быть что-то противоположным добру! Это закон смертной природы и низшей области мира. Но там, где Бог, там иные отношения. Поэтому мы должны бежать, и как можно скорее, отсюда - туда. Бежать - значит становиться, насколько это возможно, подобными Богу. А что уподобляет душу Богу? Праведность, святость, мудрость».
Когда алчность критикуется всем обществом, люди естественным образом не хотят быть алчными. Тогда конфликтов становится меньше. И люди уже не считают обогащение смыслом жизни. Напротив, они стремятся довольствоваться малым и развивают умеренность. А это способствует миру. Кроме того, умеренность является благодатной почвой для взращивания духовности. Однако невежды не понимают столь простой философии. Они не слушают советы Верховного Отца и не могут преодолеть в себе жажду наживы. Все начинается с того, что пребывающий в иллюзии человек думает: «Мне просто хочется нормально жить. На большее я не претендую».
Но действие разворачивается, и как говорили римляне: «Mens vertitur cumfortuna» - «Образ мыслей меняется с изменением своего положения». Как правило, люди не схватывают тот самый момент, когда алчность «арестовывает» их, и они оказываются в рабстве. Эту человеческую слабость описал А.С. Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке». Героиня этой широко известной сказки - старуха, помыкая беднягой-мужем, не заметила, как дурные качества выросли в ней до неимоверных размеров.
Заметил Господь и вернул ей разбитое корыто, дабы Его зарвавшееся дитя не испортилось окончательно. Финал с разбитым корытом - закон материального мира. И каждого, кто проигрывает древнему змию, поддавшись иллюзии «наживного счастья», ожидает та же самая участь. В материальном мире всегда немало людей, охваченных жаждой богатства. И совершенно очевидно, что не каждый, стремящийся к богатству, будет добиваться своей цели мирным путем. Поэтому конфликтов не избежать.
Зная об этом, Господь дал свод правил для воинов, описываемый в «Дханур-веде». Одним из положений этого кодекса является правило о том, что участвовать в бою могут лишь обученные воинскому искусству мужчины. Еще один важный закон - сражаться следует в ненаселенных местах. Знаменитая битва на Курукшетре, описываемая в «Махабхарате», проходила как раз в пустынном месте. Оно расположено недалеко от Дели и представляет собой степь с невысокими холмами.
Пять тысяч лет назад на этом безлюдном поле разворачивалась великая битва. Воины сражались только днем. Когда Солнце садилось, сражение останавливалось, и до утра наступало перемирие. Воспитанные в ведической культуре, люди очень строго придерживались правила, не разрешающего нападать в темноте. Поэтому часовые, дежурившие у ворот раскинутых лагерей, беспрепятственно пропускали вечером в свой стан вражеских воинов. Вечер противники проводили в дружеских беседах, а утром, вновь взявшись за оружие, становились по разные стороны поля боя.
Еще одно важное правило кодекса «Дханур-веды» - запрет на убийство безоружного. Интересно, что такой же запрет был принят ранними мусульманами. Так, когда у спутников Мохаммеда, переселившихся вместе с ним в Медину, недоброжелатели похитили имущество в Мекке, Хамза, уговаривая пророка, стал убеждать его в необходимости ответить боем. Вначале Мохаммед ответил отрицательно. Однако через некоторое время он объявил сподвижникам правила ведения справедливой войны, сказав, что это - воля Аллаха.
Одно из правил гласило, что нельзя применять насилие по отношению к женщинам, детям, старикам и невиновным мужчинам. Наказанию подлежали лишь те, кто воровал имущество и издевался над спутниками Мохаммеда. Иными словами, оружие применяюсь только по отношению к виновным*. (*Фрагмент их х.ф. "Мухаммед - посланник Аллаха", одобренного высшим духовенством ислама.) Описанный здесь подход позволяет не втягивать в войну мирное население. Придерживаться этих правил земляне старались вплоть до XX столетия.
Но когда пришел век, совершенно игнорирующий священные писания, военноначальники включили убийство мирного населения в тактический арсенал. И сегодня убиение безоружных мирян возведено в принцип. Только после второй мировой войны в результате военных действий было убито около сорока миллионов людей, в чьих руках не было оружия*.(*По данным, взятым из книги Алвина и Хэйди Тоффлеров «Война и антивойна: как выжить на пороге XXI века». Бостон, Little, Brown, 1993, 13-14.)
И хотя люди выражают свое неудовольствие таким порядком, безбожники продолжают злодеяние. Убийство мирного населения санкционируется приказами. И уже разбомблено столько городов и умерщвлено так много людей, что каждый решающийся на такой шаг офицер, может без труда оправдать себя в собственных глазах и глазах общества. Ведь он (с его точки зрения) не делает ничего из ряда вон выходящего, ибо множество аргументов позволяют ему совершать такой поступок. Идти по этой кровавой тропе офицеру легко, ибо она основательно протоптана его многочисленными предшественниками.
Правители и военные от бездуховности черствеют, и им становится все равно кого косить на кровавом, лугу! Волки пасутся на нем! А растет на нем дичь - человеческое мясо - пушечное мясо! Довольно сказанного. Что делать? Так и будем позволять материалистической философии процветать в обществе? Если да, то какой смысл во всем? Совершенно очевидно, что принципы атеизма никогда не приведут людей к мирному сосуществованию. Материальные философские доктрины никогда не дадут людям счастье.
Но как же долго может продолжаться этот эксперимент с отвержением духовной философии? Не пора ли уже вернуться на круги своя, приняв старую, тысячелетиями проверенную модель богоцентрического общества? Мы уверены: пора! Человеку хочется жить в таком обществе, где ценятся мир, добро, уважение друг к другу, любовь к Богу, и где нет места оскорбительному отношению к людям. Люди - это живые созданья, а не какие-нибудь каменные породы, взрываемые горняками!
Григорий Гайя. Светлое настоящее. Цепь для древнего змия. Глава 1. Тёмное настоящее