Развод такого плана открывает пути для трех вариантов обогащения и является легкодоступным инструментом для самой влиятельной организации в нашей стране.
Дело в том, что с 2013 года с российского рынка было ликвидировано более трех сотен банков. Центральный Банк несколько раз обещал закончить чистку, но вместо этого только больше закручивал гайки. В руках менеджмента регулятора сосредоточилась огромная власть, реализуемая в больших деньгах.
Первый вариант обогащения крайне прост.
Владелец банка заносит лоббисту из Центробанка гонорар, и начинается процедура отзыва лицензии конкурента. Нечестный банк увеличивает свою долю и не боится процентной конкуренции и оттока средств.
Лоббист доволен - в его руках не только приятные суммы, но и судьба банковского сектора.
Второй вариант обогащения: Банк России, как регулятор, следит за состоянием коммерческих банков, контролируя определенный перечень финансовых показателей. При удачном стечении обстоятельств, банковская проверка может выявить относительные отклонения от нормы, которые будут озвучены как критические. Предание это информации широкой огласке, как это делают сейчас управленцы ЦБ, вызовет отток средств из банка, что запустит необратимый механизм снижения показателей. И у регулятора появятся уже вполне реальные основания для отзыва лицензии.
Чтобы «удачное стечение обстоятельств» не стало причиной краха банка, управленцы могут «договориться» с менеджментом ЦБ. Банк останется на рынке, менеджмент будет удовлетворен доходом.
Третий способ - менеджерские откаты. Более сложный, смелый и скользкий способ, доступный менеджменту регулятора лишь благодаря дырявому законодательству. Напомню, что хотя имущество ЦБ и принадлежит государству, сам Банк России государственным не является. Он отдает половину заработанных средств в федеральный бюджет, но другой половиной распоряжается на свое усмотрение.
Итак, санация банков регулятором. ЦБ выделяет около триллиона рублей на «Открытие» и «Бинбанк», нанимает дорогих менеджеров. Но дает указание «Сбербанку», который так же принадлежит ЦБ (более 50% акций) перестать работать с «Росгосстрахом», который тоже относится к «Открытию» (как и «Точка», «Роктебанк» и нескольков НПФ). Отказ «Сбербанка» - это плохо для всего пула организаций, потому что повышает риски банкротства - неудачной санации.
Что тогда? Тогда пропадает один из крупнейших игроков рынка (7 место), а ЦБ вычитает сотни миллиардов рублей из прибыли и не платит в бюджет. Зато управленцы ЦБ и кризисные банковские менеджеры свои бонусы получают.
Наконец, последняя плюшка, не связанная напрямую с ликвидацией каждого конкретного банка. Чем меньше коммерческих структур, тем мощнее и богаче структуры ЦБ. Управляет им совет директоров, который, согласно закону о ЦБ, волен сам распоряжаться своими бонусами. Чем больше доля банков, принадлежащих регулятору, тем выше общая прибыль Центробанка, тем выше бонусы его менеджмента.
Вы все еще спрашиваете, почему Центральный Банк убивает частников?