Сетевой маркетинг или изнасилование психики.

Sep 02, 2015 10:46




Когда в нашу страну пришел сетевой маркетинг, моей реакцией было непонимание. Зачем продавать косметику с рук? Приходит на работу какая-то тетя, вынимает из сумки каталоги и пробники. Если что-то понравилось, надо делать заказ и заставлять тетю приходить второй раз, чтобы продать тебе помаду или тушь. Хорошо если еще кто-то выбрал, и тебя уже не так мучает совесть, что ты гоняешь тетю из-за помады. Почему производителю, такой прекрасной продукции, как написано в каталоге, не открыть магазин или хотя бы отдел в большом магазине? Думалось, может все таки делают ставку на лень, типа вот мы сами пришли, вам только выбрать и купить. Ну с косметикой просто. С бытовой химией, тоже в целом, понятно. Но с лекарствами был полный идиотизм. Люди покупали неизвестно что без государственной проверки, не в аптеке, не зная, как и где хранившееся, и без информации, что делать в случае побочных реакций и аллергии. Потом эти толпы с надписями "я люблю гербалайф", "хочешь похудеть, спроси меня как" и тому подобное схлынули. Начали хорошо развиваться крупные магазины, сети аптек. Казалось, народ стал более вменяемый. А нет. Все стало постепенно возвращаться. Ну и ладно, значит людям так удобнее, им нравятся товары, может нравится такой стиль покупок. Есть спрос, есть предложение. Все нормально. А потом мне попалась книга Роберта Чалдини “Психология влияния”. После прочтения этой книги мне стало жутко, противно и мерзко от мысли, что на меня много раз оказывали психологическое давление, от которого я никак не могла защититься. Это сродни изнасилованию вашего мозга. Все дело в том, что все организации с сетевым маркетингом используют подлые психологические уловки, благодаря которым они и продают свои товары и услуги намного большими масштабами, чем крупные и известные производители подобной продукции. И самое страшное, что даже узнав подробности этих уловок, девяносто процентов людей не смогут оградить себя от мошенников. Я не буду описывать все методы, их очень много. Кому интересно, могут почитать книгу, и другие подобные ей. Но суть сводится к тому, что все установки, получаемые человеком с рождения, при его воспитании и подготовке к жизни в обществе от родителей, учителей и окружающих, направлены на добрые отношения между людьми, на помощь друзьям и знакомым, на уважение и любовь к близким, на сострадание и поддержку, на чувство долга и так далее, и все они имеют уязвимости. Этими уязвимостями и пользуются сетевики. Проблема в том, что люди не могут отказаться от основ общества, иначе общество развалится и будет полная анархия и хаос. Люди знают, что надо относиться к окружающим хорошо, чтобы в ответ получить такое же отношение к себе. Надо помогать друзьям и знакомым, если не помогаешь или не выполняешь просьбы, то какой ты друг. Люди должны испытывать чувство долга и выполнять свои обязательства. Необходимо отвечать за свои слова и поступки. Все это нужно для нормально функционирования общества, все это несет благо, и все это сидит очень глубоко в сознании.

Недавно я на себе прочувствовала все обратные стороны воспитания и догм.

Гуляла я по аллеи, а тут женщины, серьезного вида с бумагами.

- У нас социальный опрос о безопасной и экологически чистой бытовой химии. Как вы к этому относитесь? Какими продуктами пользуетесь? (Экология очень популярное сейчас веяние.)
Я никуда не спешила. Думаю дай заполню бланк, выражу свое ценное мнение в вопросах экологии и жуткой бытовой химии в магазинах.


Все серьезно. Бланки, ФИО, мобильный телефон, электронная почта. Далее сам опрос. Пара вопросов типа "надо ли беречь природу - мать вашу", "хорошо же, когда химия безвредная". Потом опрашиваемый должен написать свое мнение по нескольким вопросам типа: "если бы у вас был выбор, покупать ли вредную химию или безвредную, но чуть дороже, чтобы вы выбрали", "на сколько дороже вы готовы платить за бытовую химию, чтобы планета не страдала" и далее в таком духе. Внимание. После заполнения, попросили подписать анкету.
В середине анкеты, я начала подозревать подлог. И еще милые улыбки женщин, которым я так понравилась, что они меня всю осыпали комплиментами, говорили, что твориться какая то гадость. Так и случилось. Только я отдала анкету, как мне радостно сообщили, что могут мне помочь по всем пунктам. И раз лично у меня такое мнение и трепетное отношение к природе, и такой потрясающий вкус в выборе бытовой химии, что прям сейчас можем бежать в офис выбирать порошки и другие чистящие средства всех иностранных марок, производители которых заботятся об экологии. Внутри стало мерзко. Хотелось залепить тете, но я взяла себя в руки и спросила: "Где находится их офис, и какие марки у них есть?" Тетя сказала, что офис - это у нее дома. На моем лице, видимо, было очень много эмоций, что она сразу уточнила, что к ней можно в любое время, и чаю выпить и каталоги, и продукцию, и все удовольствия сразу. Разжав зубы, я решила спросить, какие все таки марки у них есть. (Беда в том, что я как раз искала хороший порошок для стирки детских вещей) На этот вопрос подключились две ее спутницы, перебивая друг друга они рассказывали об одной марке. И какая она хорошая, и экологичная, и производится в Германии (или еще где-то, не помню), и экономная и т.д. На вопросы, а какие есть еще, рассказ о прекрасной марке продолжался. После моих попыток назвать, нужные мне марки (которые я заказывала через интернет), их терпение начало иссякать и они хором сказали: "Зачем вам другие, ведь эта лучше во всех отношениях". Дальше я поняла, что все, пора уходить. И тут случилось, то, чего я от себя не ожидала. Тетя сказала, что напишет мне на почту, вышлет каталоги, статьи о продукции, а потом после моего ознакомления, обязательно позвонит, чтобы уточнить время, когда я к ней зайду. И я не смогла сказать "нет". Я прямо физически ощущала как мой язык раздулся во рту и не может выполнять свою функцию. Поэтому я покивала и ушла. Далее тетя спекала меня еще пару недель на почту, телефон я не брала.

Что на первый взгляд они использовали:

1. Личное мнение, высказав которые, ты уже не можешь от него тут же отказаться. Ты же не хочешь выглядеть полным кретином, не держащим свое слово и вообще не отвечающим за то, что говоришь?

2. Письменное выражение личного мнения и обязательства, которые ты сам дал и подписался под ними. Бумага, психологически, намного весомее сказанных слов.

3. Эффект знакомых. Все тети представлялись и говорили кем работают и та, что потом меня спекала, дала свой телефон.

4. Благие намерения, в данном примере - экология всей планеты.

5. Похвалы и сходство. Как приятно себя чувствовать умной, интеллигентной и во всем разбирающейся. А еще у тетей тоже дети и они тоже стирают (кто бы мог подумать).

6. Авторитет продукции. Сертификаты от мировых гарантов качества и контроля. Люди за границей, только таким и пользуются. Многолетняя безупречная репутация.

7. Вы же можете себе позволить. Аспект материального благополучия. Очень мало кто может признаться, что он беден. Этому даже нищие бездомные учатся много лет. Признание в бедности, а тем самым неспособности быть потребителем, воспринимается нашей психикой хуже чем признание в глупости, физических недостатках, уродствах и многом другом. "Бедность не порок. Будь она пороком, ее не стыдились бы." Джером Клапка. Отказываясь покупать, вы подсознательно понимаете, что ваш отказ будет воспринят с материальной точки зрения, а не потому, что вам просто не понравилось или качество не устроило.

Думаю там было еще много уловок, которые я не заметила, или просто не знаю о них. Но как же это омерзительно, противно и унизительно, когда используют слабости, которые ты приобрел не сам. Догмы которым тебя научила мама, добрая учительница в школе, заботливый наставник на работе, и все эти слабости были даны ради блага тебя и общества. Если верить в теорию о карме и переселении душ, то все сетевые маркетологи в следующей жизни родятся глистами, вшами, слизнями и бактериями.

влияние и подчинение, манипуляции

Previous post Next post
Up