«Gorky Park» - американский фильм о коррупции в СССР.

Mar 29, 2015 14:00

"Парк Горького" - коррупционный заговор в позднем СССР.


 

image Click to view



На мысль меня навел пост о «русских злодеях» в американском кинематографе.
http://i-usa.livejournal.com/106349.html?view=1708909#t1708909
И меня попросили написать об этом фильме (mxjt ).
Этот фильм я видел ооочень давно (по моим меркам) - конец 1980 - начало 1990-х на видеокассете с плохим переводом. Но фильм произвел на меня большое впечатление.

Обо всем по порядку.
Вот, из Кинопоиска:

год
1983

страна
США

слоган
«It all began with three faceless bodies in the snow ...»

режиссер
Майкл Аптед

сценарий
Деннис Поттер, Мартин Круз Смит

продюсер
Джин Кирквуд, Ефрем Харкэм,Ури Харкэм, ...

оператор
Ральф Д. Боуд

композитор
Джеймс Хорнер

художник
Пол Силберт, Ричард Бруно,Майкл Сейртон

монтаж
Дэннис Вирклер

жанр
триллер, драма, криминал,...слова

сборы в США
$15 856 028сборы

зрители

 4.81 млн

премьера (мир)
15 декабря 1983, ...

В Москве, в парке имени Горького, находят три трупа с изуродованными до неузнаваемости лицами и удаленными пальцами. Следователь Аркадий Ренко получает задание: установить личность убитых и найти убийцу. Мало-помалу обстоятельства дела проясняются, и улики все явственнее указывают на причастность к убийству КГБ.

У бывалого оперативника возникает сильное искушение - закрыть дело. Но вскоре он узнает, что к убийству причастна и его любимая женщина, Ирина Асанова. Преследуемый КГБ, преодолевая сети обмана и предательства, тянущиеся к самой вершине политического Олимпа, Ренко решает не останавливаться ни перед чем и привлечь убийц к суду - даже ценой собственной судьбы и любви.

Интересы английского режиссёра Майкла Эптида разносторонни - от музыкальных драм и комедий до детективов и триллеров. Но в его экранизации бестселлера американского писателя Мартина Круса Смита недостаёт, по оценке некоторых западных критиков, атмосферы напряжённости и страха, что свойственно многим «шпионским» фильмам. А мы, конечно, совершенно иначе смотрим западные картины на русскую тему. Нас смущают различные неточности, ляпсусы, одним словом - «клюква» в воспроизведении реалий российской или советской действительности. Впрочем, внешний облик Москвы в ленте «Парк Горького», воссозданный на улицах Хельсинки, кажется достаточно убедительным. Но представляются наивными и глупыми некоторые мотивировки поступков, или же сами действия героев.
Прежде всего, ощущается перебор как раз в занимательных подробностях убийства трёх людей в парке Горького в Москве, а ещё в обстоятельствах преступных махинаций американского промышленника Джека Осборна, который желает вывезти живых соболей за границу. Обличением коррупции в МВД, КГБ и прочих советских органах власти со времён перестройки уже никого не удивишь. Поэтому остаётся лишь сопереживать молодому московскому следователю Аркадию Ренко, образ которого неожиданно положителен, даже чересчур благороден. И американский актёр Уильям Хёрт, оттачивавший в этом фильме своё мастерство для будущих великолепных ролей, действительно пытается, вопреки новой схеме о «хорошем русском», раскрыть сложность человеческой натуры в борьбе между чувством и долгом.

А теперь мой комментарий.
Сразу скажу, что «русские злодеи» в фильме - второстепенные персонажи, - высокопоставленные советские жулики, собственно они даже и не злодеи. Настоящий злодей, - американский делец Осборн, использующий криминальные приемы ведения бизнеса.
Выходит на него честный советский милиционер - борец с коррупцией. В силу обстоятельств ему на помощь приходит тоже настоящий честный коп из США, родственник которого, как раз и был жертвой убийства. В целом русские показаны в фильме позитивно. На мой взгляд, главная идея состоит в том, что русские люди в общем такие же как и все остальные, но сама коммунистическая система делает людей не очень хорошими. Как-то так…

Собственно меня фильм заинтересовал еще и тем, что он был на актуальнейшую тему. Коррупция в высших эшелонах власти, в правоохранительных органах и т.п. Дело в том, что сейчас складывается впечатление, что коррупция возникла во время перестройки. В действительности же сама советская распределительная система была коррупционна по существу. Классики марксизма как-то не учли, что если человек распределяет товары, услуги, то надо иметь на этих местах принципиальных нестяжателей вроде св. Франциска Ассизского или Нила Сорского. А таковых мало найдется, и заниматься этим они не станут. Да еще, если заявить людям, что мораль, это то, «что служит делу революции», а у людей нет ни «страха божьего», ни «моральных принципов», есть только «классовые интересы», то чего вы тогда хотите? Что воровать не будут потому что «исчез класс эксплуататоров», а «рабочие и крестьяне» теперь работают не на хозяина, а «на себя»? Воистину глупость марксистов не поддается описанию. Кроме того, в условиях тотального дефицита товаров, услуг, нередко единственной возможностью их использовать было как раз либо воровство, либо коррупционные схемы.

Итак, какие реалии отражены в фильме?
Начавшаяся во времена Ю.В. Андропова борьба с коррупцией, которая была продолжена при К.У. Черненко и М.С. Горбачеве. Сейчас уже многие забыли о «хлопковом деле», - вопиющей коррупции в Узбекской ССР, а также о других делах. И героических следователях, - популярных фигурах времен перестройки следователях Гдляне и Иванове, расследовавших факты страшной коррупции. Также содержатся отсылки к «щелоковщине», - делу министра Внутренних Дел СССР генерала Щелокова, - протеже самого Л.И. Брежнева. Правда «злодеями» в фильме показаны вовсе не милиция, а КГБ (скорее всего это дань американским общественным стереотипам).
Кстати, замечу, что эти «коррупционные дела», на мой взгляд, и были РЕАЛЬНОЙ причиной распада СССР. Номенклатура предпочла пожертвовать и коммунизмом и Советским Союзом, с тем, чтобы избежать дальнейшего расследования собственных преступлений. По тогдашнему УК СССР за коррупцию на 10 тыс. рублей уже был возможен РАССТРЕЛ. А там речь шла о миллиардах.

В заключении скажу, что в фильме 1983 г. очень точно показаны и предсказаны те процессы, которые будут происходить в постсоветской России. Видимо и писатель и режиссер очень неплохо понимали советские реалии… Нередко полезен взгляд со стороны.

Все мы родом из "Парка Горького"

теория элит, теория заговоров

Previous post Next post
Up