Последний шедевр из "военной трилогии" Росселлини. Единственный, сценарий которого написан уже без молодого Феллини (зато с Карло Лиццани, тоже сильная фигура).
И единственный, действие которого развивается уже после войны. Хотя дыхание ее в кадре еще конечно очень велико. И в апокалиптических картинах разрушенного бомбежками Берлина, по которому бегает в поисках пропитания для своей семьи белокурый мальчишка. И в живучести фашизма, который формально побежден, но частенько еще дает метастазы в сердцах немцев, просто пока не научившихся жить в другой парадигме. "Змей-искуситель", педофил, бывший учитель мальчонки, который склонит его бездумно оброненным заявлением к убийству отца - натуральное воплощение этого недобитого нацизма.
А вот как снимал свой душераздирающий финал Росселини, я вообще представить не могу. Учитывая, что у него самого перед съемками погиб 8-летний сын, а пацана на главную роль режиссер подобрал как раз из-за поразительного внешнего сходства с ним. :(
Глыба, в общем, а не кино. Один из главных шедевров неореализма, поражающий как сам по себе, так и значением для дальнейшего развития кинематографа - Франсуа Трюффо,
его великий дебют (а соответственно и вся французская новая волна"), например, целиком и полностью вышли из этого фильма, это видно просто невооруженным взглядом.
9/10
https://www.imdb.com/title/tt0039417/*https://www.kinopoisk.ru/film/57082/