"Замужество Марии Браун"/"Die Ehe der Maria Braun" [1978]

Jan 27, 2019 00:16


Ой, вот это прям неебически круто. "Марию Браун" можно долго обмусоливать по верхам. Говорить о том, что в фильмографии Фассбиндера это чуть ли не первое жанровое кино. О том, что среди длинной череды его (условных) мелодрам эта самая романтическая - обычно отношения любовников в фильмах Фассбиндера  это схватка на смерть за жесткое доминирование в паре. О том, каким прорывом этот фильм стал вообще для ФРГ, кинематограф которой погряз тогда в молодежном палпе и порнухе - я писал недавно о том, как Роми Шнайдер бежала без оглядки от этой ситуации. А тут такое эпичное полотно, фестивали, награды, обширный мировой прокат. Но это всё не так интересно.
Куда интереснее закопаться в богатейший ряд аллегорий и аллюзий, а на то, что историю эту понимать не следует буквально, Фассбиндер дает добрую сотню намеков по ходу фильма. Если вовремя сделать всего лишь одно небольшое допущение о том, что под Марией Браун надо понимать всю "молодую, послевоенную Германию", в картине тут же встает всё на свои места - способы и лица с помощью которых Мария становится богатейшей, преуспевающей промышленницей приобретают вдруг совсем иные краски и смыслы. А чего стоит ее патологическая влюбленность в собственного мужа - офицер вермахта Герман Браун тут явное и единственное олицетворение нацизма. Мужа, за которым она была замужем всего два дня, но который регулярно возвращается в ее дом (с того света, из русского плена, из американской тюрьмы). В дом, постель которого всегда занята любовником (американцем, французом), но в котором любят только его и только его всегда так преданно ждут. :) В таком контексте романтизм Фассбиндера становится уже совсем не милым, но наоборот пугающим. И таких ярких, сочных аллегорий в фильме проявляется просто уйма, "Замужество" вдруг превращается в потрясающей красоты и беспощадности политико-публицистическое (для нас это уже история, но для Фассбиндера-то было самым, что ни на есть настоящим) исследование, сеанс психоанализа для собственной страны. А учитывая финал, то пожалуй еще и приговор.
Это прям очень круто, да.
9/10
https://www.imdb.com/title/tt0079095/*
https://www.kinopoisk.ru/film/54874/


9/10, Ханна Шигулла, Готфрид Йон, Фолькер Шпенглер, Клаус Лёвич, Лило Пемпайт, Иван Десни, Харк Бом, Райнер Вернер Фассбиндер

Previous post Next post
Up