Ой, не знаю, сложные у меня отношения с Вайдой. И я сейчас даже не про "польский национализм" и русофобию. Здесь хоть и хорошо видно, что он ими уже заражен, ведет себя еще всё-таки предельно тактично. И так будет продолжаться как минимум до перестройки. Я сейчас скорее про эту его диалектику вечную, причем как в художественных решениях, так и семантических.
Про то, как он может одновременно казаться необычайно глубоким и тут же в следующей сцене ужасно мелким и поверхностным. Про то, какие сложные монументальные мизансцены он может сам придумывать и при этом как топорно и безыдейно, не к месту, просто в погоне за модой копирует приемы голливудских нуаров. Про то, как он может лавировать между двумя героями, противоположными во всем - старым матерым коммунистом-функционером и молодым горячим националистом-террористом, созидателем и разрушителем, хорошо обученным реалистом и "лесным" мечтателем. При этом героями равно положительными - симпатия авторская чувствуется к обоим (за что конечно кино в СССР сильно критиковали). Про то, как легко на фоне этого сурового поединка характеров он может одновременно запустить столь трогательную мелодраму и тут же сыграть равно пронзительный и язвительный похоронный полонез марш для польской аристократии (в отличие от народного националистического освободительного движения, явно им презираемой).
В общем, никогда не мог я Вайду цельно осознать, охватить и закрепить в своем восприятии, всегда Вайда для меня был ртутью какой-то, всегда одновременно нравился и раздражал. Потому наверно и великим его признать никогда не мог. Хотя в "Пепле" он конечно местами очень хорош, да, спорить глупо.
8/10
https://www.imdb.com/title/tt0052080/*https://www.kinopoisk.ru/film/pepel-i-almaz-1958-90209/