Мощнейшая вещь. Совсем не хочется говорить об уникальности чисто технической этого фильма - все его полтора часа, весь этот непрерывающийся полет камеры по помещениям Эрмитажа между тысячами актеров и статистов, всё это снято одним бесшовным кадром, требовало более полугода репетиций и титанических усилий оператора - амбиции Сокурова в этом проекте, действительно, были очень велики. И благодаря тому, что он их успешно реализовал, "Русский ковчег" конечно войдет во все мировые учебники кино. В какие-то скорее всего уже вошел. Но это всё именно что амбиции, меня же куда больше разобрал этот фильм в плоскости чисто творческой. Равно как и Сокуров куда более впечатлил как художник и философ, нежели как гениальный технарь. Синопсис этого фильма практически не поддается сколько-нибудь внятному описанию, и потому очень смешно было читать во всяких кинобазах и на трекерах милую чушь про путешественника во времени или видеоэкскурсию по Эрмитажу, споры на форумах о том, кто этот путешественник, в какое время его занесло и кто его спутник-иностранец, так похожий на маркиза де Кюстина. :) Формально кино действительно именно таково (и кстати мне, к своим стыду и 40 годам, видевшему Зимний дворец только снаружи, формальная сторона была тоже полезной), но в действительности всё тут намного глубже. И по-моему очень легкомысленно в "Русском ковчеге" понимать хоть что-нибудь буквально. Да, Эрмитаж тут никакой не Эрмитаж, героев же нельзя назвать героями в обычном, привычном понимании этого термина. Как по мне, то, что тут визуализирует Сокуров, больше всего похоже на "путешествие" двух краеугольных для русской философии идей (славянофильства и западничества) через поток времени, через поток её же, российской истории и культуры. Забавно, но как только эта мысль мне пришла в голову, все тихие споры и перепалки между Сокуровым и Дрейденом вдруг наполнились столь ясным смыслом, что я уже не мог понять тех, кто говорил, что это очень путанное и абсурдное кино. Сакральное же "Прощай, Европа", произнесенное Сокуровым перед финалом при расставании со своим спутником (в 2002(!), за 12 лет до Майдана и Крымской весны, когда ничего еще не предвещало сбитых Боингов и штурма Алеппо, отравленных Скрипалей и очередных санкционных пакетов), прозвучало и вовсе каким-то просто фантастическим пророчеством.
9/10
https://www.kinopoisk.ru/film/russkiy-kovcheg-2002-40732/*