"Молох" [1999]

Jun 18, 2024 03:10


Как оно обычно бывает, когда Голливуд надолго оккупирует мой телевизор, качнуло меня в сторону от него противоположную, но в этот раз не очень удачно. В импровизированной, с весны "тлеющей" ретроспективе картин Сокурова стоял на очереди "Молох", а он (как и следующий "Телец"), при всех их безусловных достоинствах, пожалуй самые нелюбимые мной фильмы АлександрНиколаича.
Первый опус из его знаменитой "трилогии власти" (с "Фаустом" даже тетралогии), попытка взглянуть на Гитлера без того обожествления, которым болела Германия и почти вся Европа при его жизни, и без той демонизации, которой подвергается уже 80 лет его труп. Взглянуть, как на обычного человека со своими страхами и бытовыми ритуалами, стариковскими занудством, упрямством и ипохондрией - на самом деле для такого художника, как Сокуров, такая оптика была пожалуй единственно достойной, и жаль что, срывая с покровы и развенчивая мифы, мастер перестарался, откровенно увлекся и местами скатился в откровенный фарс.
И вот вроде бы с одной стороны величественные, отсылающие к немецким экспрессионистам декорации, прекрасный сценарий, написанный на базе всамделишных речей Гитлера (секретарь не зря в кадре ловит и записывает каждое слово вождя), вся эта изощренная, изящно искажающая формы и смыслы сокуровская режиссура. В общем, настоящее произведение искусства. А с другой, какие-то адово нелепые эпилептические пляски, от которых эсэсовцы в охранении стыдливо отводят глаза, Соколова в роли Гебельса (насколько смелое, настолько и дикое кастинговое решение), жирный, потеющий, падающий с кресла, задрав ноги к небу, и чуть ли не пердящий Борман. Сценки, как по мне, более подходящие для чаплинского "Великого диктатора" (тоже кстати самый мной нелюбимый его фильм, и по тем же причинам), чем для серьезных размышлений о природе абсолютной, порочной, разрушающей своего носителя власти. В итоге, пришел к мнению, что даже Глейзер в своей "Зоне интересов", применив тот же прием "поиска обычного человека" в другом, более прозаичном нацистском преступнике (Хёссе, коменданте Освенцима), справился с этой задачей лучше.
7/10
https://www.kinopoisk.ru/film/41625/*


Александр Сокуров, Леонид Мозговой, Ирина Соколова, 7/10

Previous post Next post
Up