"Скорбное бесчувствие" [1986]

Mar 21, 2024 04:10


Обсуждали дней 10 назад с приятелями "Зону интересов" Глейзера, и я припоминал как раз в разговоре эту картину. В том ключе, что нисколько не умаляя того потрясающей силы художественного эффекта, достигнутого Глейзером с помощью саунд-дизайна (Освенцим со всем его адом ни разу не показан в кадре, но все время звучит из-за стены своими жуткими звуками), прием этот не нов. Вон молодой Сокуров в своей чуть ли не первой картине (был еще перед ней сложной судьбы дипломный фильм, чудом спасенный от уничтожения, но не суть) точно так, через одни лишь звуки снарядных разрывов, крики солдат и пулеметные очереди за кадром рисовал всю первую мировую войну. Ну и после длинной череды остро не зашедших мне на этой неделе фильмов, вспоминая что-нибудь проверенное и умное, подумал почему бы и не Сокуров.
Придумал-то хорошо, но кино выбрал пожалуй не очень удачно. "Бесчувствие" никогда не было моим любимым фильмом Сокурова, как минимум просто потому что "Дом, где разбиваются сердца" (вольной экранизацией которого фильм является) никогда не был моей любимой пьесой Шоу. Вся сюжетная "сложность", которая так пугала сто лет театральных режиссеров и из-за чего она так редко оказывалась на сцене (в кино же Сокуров по-моему вовсе единственный, кто решился ее поставить), всегда мне казалась скорее выпендрежностью. А если всю эту шелуху сдуть, в сухом остатке останутся мои любимые горьковские "Дачники", которые все целиком о том же самом, но проще и изящнее. Такая же погрязшая в праздности и неискренности богема на отдыхе за городом, такой же экзистенциальный кризис у каждого в последнем акте, и даже та же попытка самоубийства самого нежного из них. И как по мне, незачем было городить весь этот огород, всю эту "фантазию в русском стиле на английские темы". :)
Но это, что касается Шоу. Что там у Сокурова. Экранизация не такая уж и вольная. Да, не побуквенная, кого-то из героев он выкинул (того же вора), а кого-то придумал (того же врача шебутного), но дух, смысл, характеры и мотивы главных героев перенесены довольно точно. Так что не смотря на экзотическое, абсурдистское оформление, впечатление о пьесе из фильма можно составить вполне верное. Об оформлении - постановка сложная и безусловно новаторская, экспериментальная, и я сейчас не только про звук - то как в стремительном монтаже Сокуров постоянно использует тут кадры хроники начала века для того, что бы подчеркнуть ту или иную реплику или даже просто эмоцию - такой "клиповый" монтаж в 80-х, задолго до Гая Ричи и Аронофского, никому еще и не снился. Есть неприятные нюансы - к примеру то, как нарочито 30-летний Сокуров работает с женской наготой, настырно толкая ее в кадр где надо и не надо (если честно, то по-моему нигде не надо было) - да, в начале 80-х, опять-таки еще до "Маленькой Веры" и "Интердевочки", всё это выглядело по-бунтарски, но мне такое бунтарство всегда казалось тоже скорее позерством, юношеской неумеренностью. Ну да чего цепляться, в целом так или иначе, хоть это и не самый мой любимый фильм, удовольствия получил от него, конечно, все равно на порядок больше, чем от идиотского "Аквамена", бестолкового "Закона ночи" и всей той ерунды, что болталась у меня на экране всю неделю. :)
К слову, вот еще один хороший претендент на то, что бы устроить обширную ретроспективу - Сокурова ничего не смотрел, не пересматривал по-моему еще со времен "Фауста", а это было лет 12-13 назад, пора обновить ощущения. Заодно и к "Сказке" его новой неспешно подготовлюсь. :)
7/10
https://www.kinopoisk.ru/film/43825/*


Александр Сокуров, Ирина Соколова, Рамаз Чхиквадзе, 7/10, Владимир Заманский

Previous post Next post
Up