"Транзит"/"Transit" [2018]

Jan 20, 2024 23:15


Надо же, каким-то образом я пять лет назад проворонил заключительный фильм так понравившейся мне трилогии Кристиана Петцольда, пожалуй главного современного немецкого мастера так называемой "интеллектуальной мелодрамы". Жанра, который (по аналогии с обсуждавшимся на днях "экзистенциальным детективом") преображает непритязательную сладенькую романтическую байку в полноценную психологическую драму небанальных (или как минимум нестереотипных) отношений между живыми людьми. В этой трилогии Петцольд свои пары героев еще и погружает в нарочито опасный, репрессивный политико-социальный контекст, что всем трем фильмам добавляет отдельный пласт, за которым конечно тоже очень интересно следить.
Что касается "Транзита", тут немецкий режиссер вроде как экранизирует важный программный роман своей знаменитой соотечественницы Анны Зегерс, но производит с ним прелюбопытную трансформацию, меняет временной контекст - оккупацию Франции Германией переносит из 40-х годов в какое-то безвременье со всеми признаками то ли настоящего, то ли самого ближайшего будущего. В результате история, которая была по сути чем-то вроде "Касабланки" и одновременно с тем булгаковского "Бега" - герои в пока еще незанятом неприятелем Марселе, прижатые к морю ищут способы эвакуироваться на последних отправляющихся через Атлантику кораблях - приобретает абсолютно новые интонации.
В частности кафкианские - на них работает и общий абсурд происходящего - немцы в 21 веке кошмарят по чем зря французов. И ситуация в которой главгерой вынужден прожить всю историю, растворившись в личности чужого, незнакомого ему человека, жену которого он вдруг так страстно полюбил. И конечно вся та массивная бюрократическая машина, через душный ад которой приходится пройти всем героям, дабы получить заветную транзитную визу и билет на корабль. О том, как обожаю Кафку, я писал уже не раз, и да, наблюдать, как виртуозно женит на нем Петцольд пронзительный, чувственный текст Анны Зегерс, без удовольствия я конечно не мог. Очень понравилось, да. Изящное, умное, чуткое, (по-хорошему) литературное кино.
8/10
https://www.imdb.com/title/tt6675244/*
https://www.kinopoisk.ru/film/1054008/


Юстус фон Донаньи, Тристан Пюттер, 8/10, Себастьян Хюльк, Паула Бер, Кристиан Петцольд, Франц Роговский

Previous post Next post
Up