Альманах из 25 (по количеству стран в Евросоюзе на тот момент) совсем крохотных короткометражек, минут по 5 каждая, от соответствующего количества режиссеров. Развелся посмотреть, так как это проект производства Zentropa, кинокомпании Ларса фон Триера, им же самим спродюсированный, а среди заявленных режиссеров есть мною очень уважаемые и любимые. Но ожидаемых от фон Триера провокаций практически не обнаружил, если таковой не считать сформировавшийся общий посыл, что состарившаяся Европа это совсем не тот рай, каким она может выглядеть с открыток. Несмотря на то, что на дворе только 2004 год - довольно позитивный период в истории ЕС (не так давно наконец введен евро, упорядочена шенгенская зона, в Германии вот-вот должен начаться чемпионат Европы по футболу) - старые члены уже вовсю брызжут ядом евросекптицизма. Фильмы только что принятых членов (Латвии, Чехии) наоборот полны щенячьим восторгом и пионерским оптимизмом. Ливию и Сирию европейцы еще по тупости не разорили, но уже каждая вторая история так или иначе связана с эмигрантским кризисом, хотя масштабов, который он приобритет, конечно еще никто не представляет.
Художественно всё это тоже довольно невыразительно и пресно - Каурисмяки (которого я ждал больше всех) под гармошку разглядывает какую-то богом забытую деревеньку на противоположном берегу континента (в горах Португалии), но в полудокументальном жанре, не имея возможности отмерить штангенциркулем и вылизать кадр, выглядит это так себе. Гринуэй как обычно наполняет кадр своей нарочитой телесностью, жирными голыми людьми, снулыми хуями и гигантскими сисяндрами. Бартас тоже предсказуемо снимает вообще не по теме какую-то задумчивую, немую черно-белую зарисовку из собственного детства. Кто-то пытается хохмить глупым анекдотом, Фатих Акин вообще делает просто музыкальный видеоклип для своей любимой Идил Юнер, но в подавляющем большинстве своем это просто скучная и давно устаревшая публицистика. Такое себе, да.
6/10
https://www.imdb.com/title/tt0425624/*https://www.kinopoisk.ru/film/102317/