Глядел пару месяцев назад относительно новый (как минимум, этого десятилетия)
фильм Гарреля-старшего и сразу тогда решил пересмотреть "Софиты", которые видел еще в 00-х, но решительно ни черта в них не понял. Сейчас, когда уже хорошо знаю историю взаимоотношений режиссера с Нико, культовой моделью, бездарной певицей и конченой наркоманкой, в 60-х перетрахавшей всю тусовку "Фабрики" от Энди Уорхолла и Джима Моррисона до Игги Попа и Velvet Underground в полном составе, в 70-х осевшей в фильмографии и квартире безумно в нее влюбленного Гарреля, а в 80-х бросившей его и вскоре трагически погибшей - всё стало куда понятнее. Да и через шизофренический монтаж при повторном просмотре было куда легче продраться - нарратива тут в прямом смысле и так-то почти нет, а то что есть нашинковано и перетасовано практически в случайном порядке. Так что, полагаю, не каждый поймет, что Гаррель тут снимает о самом себе (с собой в этой роли), снимающем фильм о самом себе (Жак Бонаффе), снимающем фильм о самом себе (Лу Кастель), тяжело переживающем расставание с Нико, но нашедшем в итоге покой (на самом деле нет) в новых отношениях с Брижит Си и рождении сына. Причем иногда в кадре толпятся сразу все три "Гарреля", и еще одного держим в уме за кадром как режиссера, а другого в реальной жизни как прототипа всех этих героев. Сумасшедший дом, ага. :)
Понимание происходящего это хорошо, но надо признаться, что больше от этого "Софиты" мне не понравились. За прошедшие 13-15 лет я не только узнал историю Гарреля, но и посмотрел просто тьму тьмущую французских картин 50-80-хх годов. И теперь просто не мог отделаться от мысли, что как бы не старался Гаррель выглядеть ни на кого не похожим, я бы даже сказал агрессивно ни на кого не похожим, он всё равно выглядит как этакая печальная, сонная, заторможенная, как будто под седативами, имитация Годара. При чем не всегда удачная. И проявления этого плохо скрываемого подобострастия перед основоположником французской новой волны видны буквально во всем - в технике, в свете, звуке, мизансценах. В том, что в роли Нико он снимает Вяземски (вторую жену Годара) а на роль себя взял молодого Бонаффе, двумя годами ранее сделавшего себе имя в годаровском "Имени Кармен". В том, как он заводит диалог с Годаром, по сути обращаясь к нему прямо с экрана и высказывая мнение о той или иной картине "учителя". И всё это не то, что бы плохо, местами даже очень классно, но воспринимать "Софиты" как шедевр (а именно так мне их когда-то сватали) я уже конечно не могу.
А еще мне очень не понравилось, как Гаррель тут жестоко, по-скотски обошелся с Брижит Си - оставив в живых Нико, но зачем-то убив, заставив выброситься из окна свою новую спутницу, мать своего обожаемого сына Луи (ныне уже намного более известного, чем отец, актера). Понятно, что всё это просто кино, но не знаю, как Гаррель после этого в глаза ей смотрел.
7/10
https://www.imdb.com/title/tt0089081/*https://www.kinopoisk.ru/film/198861/