Монументальнейшее, конечно, кино. По-моему первый байопик в фильмографии Нолана, первый столь внимательный и глубокий портрет героя, и выполнен он со всем ожидаемым от этого мегаамбициозного режиссера размахом. Тем не менее, разбирать "Оппенгеймера" по косточкам совсем не хочется - и формат не тот (тут придется писать уже целое эссе), и растерять приобретенное, то неосязаемое, но сокровенное - боязно.
Единственным замечу, что я бы это великолепное полотно всё-таки разбил на два фильма. И не из-за гигантского хронометража - как бы ни был он утомителен, но на эти 3 с лишним часа я напрочь забыл, что я курильщик с 30-летним стажем. А просто потому, что весь третий акт, где у Нолана уже шпионский триллер пополам с судебной драмой, и где наконец всплывают ключи к рассыпанным в первых двух часах загадкам, всё это, как по мне, порядочно диссонирует с той частью фильма, где больше науки и философии, чем политики, и где Нолан порой умудряется изъясняться чистыми эмоциями и тревогами. Неожиданно отловив на рубеже второго и третьего часа сокрушительный, очищающий катарсис, следить еще час за всеми этими кабинетными интригами мне было вроде увлекательно, но как-то уже лишне и даже мелко что ли. Два снятых в разных повествовательных стилях фильма было бы по-моему более удачным решением - один, как
"Дюнкерк" гудящий и медитативный, проецирующий себя прямо в сердце, другой - более менее обычный для Нолана мегаломанский ребус с хитро сплетенным нарративом.
upd: А ну и еще хотелось бы ответить на услышанную сегодня в разговоре точку зрения, что Нолан снял тут свое самое антиамериканское кино. Да, американский истеблишмент у него конечно представлен теми еще людоедами - что неудивительно, на дворе эпоха маккартизма, лютой охоты на ведьм, одна из самых постыдных страниц в современной истории США - но если кого тут Нолан и бичует, то скорее человеческий вид в целом. Чья разумность очень сильно переоценена, и чьи гениальные ученые на контрасте только еще отчетливее выпячивают этот факт. Режиссер подсвечивает нашу глупость, честолюбие и неуемную жадность, которую как оказалось, может хоть сколько-нибудь усмирить только животный страх полного уничтожения вида. В этом смысле "Оппенгеймер" еще и архиактуален. Потому что спустя почти 80 лет страх этот, кажется, стал тускнеть - того экзистенциального ужаса перед ядерным грибом, который мы несли в себе с детства, у новых поколений уже нет - для них ядерный апокалипсис это попкультурный сюжет. И пока глупость с жадностью не взяли снова верх (а они, судя по новостным сводкам, как раз в процессе) на картине пылающей планеты безусловно стоило обновить краски.
9/10
https://www.imdb.com/title/tt15398776/*https://www.kinopoisk.ru/film/4664634/