"Оппенгеймер"/"Oppenheimer" [2023]

Jul 28, 2023 22:59


Монументальнейшее, конечно, кино. По-моему первый байопик в фильмографии Нолана, первый столь внимательный и глубокий портрет героя, и выполнен он со всем ожидаемым от этого мегаамбициозного режиссера размахом. Тем не менее, разбирать "Оппенгеймера" по косточкам совсем не хочется - и формат не тот (тут придется писать уже целое эссе), и растерять приобретенное, то неосязаемое, но сокровенное - боязно.
Единственным замечу, что я бы это великолепное полотно всё-таки разбил на два фильма. И не из-за гигантского хронометража - как бы ни был он утомителен, но на эти 3 с лишним часа я напрочь забыл, что я курильщик с 30-летним стажем. А просто потому, что весь третий акт, где у Нолана уже шпионский триллер пополам с судебной драмой, и где наконец всплывают ключи к рассыпанным в первых двух часах загадкам, всё это, как по мне, порядочно диссонирует с той частью фильма, где больше науки и философии, чем политики, и где Нолан порой умудряется изъясняться чистыми эмоциями и тревогами. Неожиданно отловив на рубеже второго и третьего часа сокрушительный, очищающий катарсис, следить еще час за всеми этими кабинетными интригами мне было вроде увлекательно, но как-то уже лишне и даже мелко что ли. Два снятых в разных повествовательных стилях фильма было бы по-моему более удачным решением - один, как "Дюнкерк" гудящий и медитативный, проецирующий себя прямо в сердце, другой - более менее обычный для Нолана мегаломанский ребус с хитро сплетенным нарративом.
upd: А ну и еще хотелось бы ответить на услышанную сегодня в разговоре точку зрения, что Нолан снял тут свое самое антиамериканское кино. Да, американский истеблишмент у него конечно представлен теми еще людоедами - что неудивительно, на дворе эпоха маккартизма, лютой охоты на ведьм, одна из самых постыдных страниц в современной истории США - но если кого тут Нолан и бичует, то скорее человеческий вид в целом. Чья разумность очень сильно переоценена, и чьи гениальные ученые на контрасте только еще отчетливее выпячивают этот факт. Режиссер подсвечивает нашу глупость, честолюбие и неуемную жадность, которую как оказалось, может хоть сколько-нибудь усмирить только животный страх полного уничтожения вида. В этом смысле "Оппенгеймер" еще и архиактуален. Потому что спустя почти 80 лет страх этот, кажется, стал тускнеть - того экзистенциального ужаса перед ядерным грибом, который мы несли в себе с детства, у новых поколений уже нет - для них ядерный апокалипсис это попкультурный сюжет. И пока глупость с жадностью не взяли снова верх (а они, судя по новостным сводкам, как раз в процессе) на картине пылающей планеты безусловно стоило обновить краски.
9/10
https://www.imdb.com/title/tt15398776/*
https://www.kinopoisk.ru/film/4664634/


Мэттью Модайн, Густаф Скарсгард, Кейси Аффлек, Эмили Блант, Бенни Сэфди, Мэтт Дэймон, Джеймс Римар, Гари Олдман, Роберт Дауни мл., Давид Дастмалчян, Мэйкон Блэр, Киллиан Мёрфи, Олден Эренрайк, Флоренс Пью, Том Конти, Рами Малек, 9/10, Джош Хартнетт, Кеннет Брана, Джейсон Кларк, Тони Голдуин, Дэйн ДеХаан, Дэвид Крамхолц, Кристофер Нолан

Previous post Next post
Up