В ожидании "Оппенгеймера" решил пересмотреть что-то из старых нолановских работ, которые давно не видел. "Бессонницу" не пересматривал лет 10, с тех пор как показывал ее в своей телепрограмме (не могу найти запись, похоже не сохранилась). Выбрал тогда это кино для программы о Нолане конечно не потому, что оно лучшее в его фильмографии (это не так), а просто потому что только на него тогда смог выкупить права на телепоказ. :) Что не отменяет того, что "Бессонница" тоже очень даже неплоха.
Да, она особняком стоит среди работ Нолана, это первый его фильм с приличным бюджетом и голливудскими звездами, и по-моему единственный, снятый им не по собственному (с братом) сценарию. Так что здесь нет всех этих фирменных многоэтажных загадок и зеркальных лабиринтов. Это детектив, в котором убийца появляется во весь экран еще до середины фильма и более не скрывается ни от зрителя, ни от пытающегося его прижать усталого волчары, в прошлом суперкопа. Потому что это детектив психологический, экзистенциальный. Следствие в таком сюжете вторично, первичен персонаж, этот самый сыскарь. Его сложнейшая моральная дилемма, его роковой проступок, его всё более мутнеющее с каждой бессонной ночью сознание. Такой фокус требовал большого, не дутого артиста в главной роли, и он здесь есть конечно - Аль Пачино тут играет одну из своих лучших ролей 00-х. А кроме того сильного режиссера (а не сценариста, что было бы важнее для обычного детектива) - и молодой 31-летний Нолан, пусть и не так безупречно, как в своих более поздних хитах, но тоже весьма достойно, уверенно отработал - и с фактурой, и с артистами, и с атмосферой этой липкой безнадеги. Норм кино, в общем.
7/10
https://www.imdb.com/title/tt0278504/*https://www.kinopoisk.ru/film/712/