Ой, у Федорченко какое славное новое кино. :) По-обыкновению печальная фантасмагория, в очередной раз (как минимум второй) отправляющая феерический научно-культурный десант на окраины молодой советской империи (если
ближний космос включать в ее дальние границы - то всё же в третий). В
"Ангелах революции" этот сюжетный ход режиссер использовал для изучения хантыйского фольклора, в "Болгарии" таким образом очень вольно экранизирует "Перед восходом солнца". Важнейшую в творчестве Зощенко автобиографическую повесть, отчаянную попытку писателя справиться с депрессией, найти ее корень, проведя этакий сеанс самостоятельного психоанализа, выплеснувшись в исповедальные дневники. Повесть, к слову, сгубившую его карьеру, из культового автора в одночасье превратившую Зощенко в нерукопожатного изгоя - экзистенциальный кризис вообще такая себе тема для советской литературы масс, а в военное время всё это пришлось прям ну совсем не ко двору.
Между воспоминаниями писателя и зрителем Федорченко выставляет посредника, собственного (впрочем по своему трагикомическому духу абсолютно зощенковского) героя, в 43-м году оказавшегося в эвакуации молодого селекционера - "Милая Болгария" это, к слову, сорт им выводимых яблок. В свободное от своих мичуринских забот время читающего случайно найденную рукопись (Зощенко действительно заканчивал "Восход" в Казахстане) и знакомящего зрителя с пестрой компанией своих соседей по алма-атинской коммуналке. Собственно весь этот десант столичных писателей, академиков, режиссеров в еще вчера дремучую феодальную Среднюю Азию, масштабное столкновение столь разных культур и даже цивилизаций - могли бы вполне и сами стать отличным сюжетом для отдельного фильма. Но у Федорченко эта арка нужна лишь для того что бы связать и переплести дневники Зощенко и Эйзенштейна, который томится в той же самой эвакуации-ссылке, сходит в провинции с ума, и в перерывах между актами художественного хулиганства ставит знаменитого своего "Ивана Грозного".
Таким образом, с опорой уже на две известные судьбы (и короткие эпизоды из еще нескольких) у Федорченко выходит не только экранизация "Восхода", но и небольшой экскурс в историю советского авангарда. В столь уместном для него фирменном федорченковском оформлении, со всем этим его остроумием, озорством, изобретательностью и теплым хармсовским абсурдизмом.
К слову об оформлении, тут для "Болгарии" Федорченко находит классное, не то что бы очень оригинальное, но неожиданное и хорошо подходящее для его задумки визуальное решение - полиэкран. Сначала я был честно говоря неприятно этим удивлен (что за пижонство?), но когда разглядел, для чего режиссер решил так снимать, пришел в натуральный восторг. Используя этот прием только для зощенковских воспоминаний, и снимая для каждого экрана свой немного отличающийся от других дубль (а не, как обычно это делают, просто с разных ракурсов одну сцену) Федорченко отлично проиллюстрировал субъективность и вообще всю зыбкость, неточность воспоминаний как таковых. Иногда изображение на добавочных экранах лишь дополняет какими-то нюансами основной экран, а иногда натурально спорит с ним - и это очень классно работает на результат. Ну и кроме того просто очень интересно разглядывать. Особенно, когда имеешь возможность отмотать полминуты и посмотреть сцену еще раз. :)
В общем, хорошее кино. Далеко не на каждый глаз и ум, и как всегда со своими шероховатостями (о которых я тоже много написал, да всё стер в итоге), но в целом очень понравилось, ага.
8/10
https://www.kinopoisk.ru/film/1008662/*