"Реквием по мечте"/"Requiem for a Dream" [2000]

Dec 06, 2022 22:43


В ожидании выхода нового "Кита" Даррена Аронофски пересмотрел давеча самый знаменитый его "Реквием по мечте". Потрясающе талантливый конечно режиссер, не так часто он снимал, за четвертьвековую карьеру "Кит" всего лишь восьмая его картина (тот же Вуди Аллен за это время успел снять 25), но среди как минимум первых семи нет ни одной посредственной. Даже такой, про которую скажешь "ну да, неплохо". Все в диапазоне от "хорошо" до "великолепно", а "Реквием" как по мне так и вовсе шедевр.
Причем занятно, что шедевром она мне показалась и в 22 (когда я сам баловался наркотиками и вел жизнь очень похожую, на ту что герои Лето, Уайанса, Коннели) и сейчас в 45, когда уже почти 20 лет ни к чему подобному вообще не прикасался. Еще занятнее то, что показалась по совершенно разным причинам и благодаря совершенно разным сюжетным линиям. Тогда конечно восхищал непривычный и эффектный, хулиганский клиповый монтаж, подкупали арки молодежи, с которыми я ощущал очевидное родство. Сейчас же в клочья разорвала именно история героини Эллен Бёрстин, та глубина, пронзительность и смелость, с которыми она придумана и сыграна.
Что сквозь десятилетия осталось неизменным, так это та тонкая, пикантная противоречивость, которой наполнен "Реквием" от начала до конца, и за которую я его хвалил как тогда, так и сейчас буду. Чтоб не превращать своих героев-наркоманов в кукол и набор клише, Аронофски довольно глубоко погружается в их по-своему тоже интересный мир, старательно находит в нем, поднимает на поверхность все его своеобразное, одновременно отталкивающее, но и манящее очарование. Примерно в то же время, точно так же сделал о фашизме Тони Кей свою "Американскую историю Икс", тоже перед тем как привести свою историю к отрезвляющему финалу очень эффектно и доступно показал всю порочную красоту этой идеологии. И у него это точно так же сработало. Когда в течение двух часов экранного времени тебя режиссер умудряется сначала влюбить в своих героев и в их образ жизни, а потом безжалостно отбирает этот пряник, смывает ушатом ледяной воды розовую пелену со зрительских глаз - всё это потрясающе работает и на педагогический эффект поучительной истории, и (что как по мне более ценно) на ее катарсис как художественного произведения. Вот вроде бы знал давно уже сюжет просто наизусть, был готов ко всем его внезапным поворотам, а всё равно оставил меня Аронофски выжатым до капли, начисто опустошенным в ночной тиши, которую я еще несколько часов боялся потревожить неловким и неуместным лишним звуком. Очень люблю, когда художественное произведение работает именно таким образом - как по мне этот эффект не сравнится ни с каким наркотическим приходом. А я знаю, о чем говорю. :)
10/10
https://www.imdb.com/title/tt0180093/*
https://www.kinopoisk.ru/film/367/


Марлон Уайанс, Марк Марголис, Марша Джин Кертц, Дженнифер Коннелли, Кит Дэвид, 10/10, Джаред Лето, Даррен Аронофски, Кристофер Макдональд, Эллен Бёрстин

Previous post Next post
Up